Предписывающие знаки согласно ПДД – это дорожные знаки, которые применяются для введения режимов движения, а также для отмены введенных ранее режимов.
Предписывающие знаки, в отличие от запрещающих, вводят позитивный режим регулирования. Если запрещающие связаны с запретом на выполнение определенных действий (скорости, дистанции, обгона, остановки, стоянки и пр.), то предписывающие вводят требования обязательного (позитивно-предписывающего) действия.
4.1.1 «Движение прямо», 4.1.2 «Движение направо», 4.1.3 «Движение налево», 4.1.4 «Движение прямо или направо», 4.1.5 «Движение прямо или налево», 4.1.6 «Движение направо или налево»
Семейство знаков 4.1.1 – 4.1.6 – это знаки, сходные по своему принципу регулирования. Поэтому мы рассмотрим их в купе. Понять действие данных знаков отнюдь не сложно.
Все шесть знаков могут устанавливаться перед пересечениями проезжих частей или заездами на прилегающую территорию и выездами из нее. На таких пересечениях они указывают на направление движения транспортных средств. Но за пересечением знаки уже не действуют.
Вот, к примеру, дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» (назовем его – «Движение только прямо»).
В данном случае движение разрешается только прямо. Но если водитель проедет пересечение, то сразу же за ним он может поворачивать и разворачиваться. Знак на этом участке дороги уже не работает.
Видео урок о предписывающих знаках дорожного движения:
Часто знак «Движение прямо» используется для того, чтобы на перекрестке (пересечении) запретить левый поворот или разворот. Для этого он может быть установлен даже на левой стороне (например, на разделительной полосе).
Дорожный знак 4.1.2 «Движение направо» укажет, что на данном пересечении разрешен только один маневр – поворот направо, — и водитель обязан подчиниться такому требованию.
А вот дорожный знак 4.1.3 «Движение налево» укажет не на один разрешенный маневр, а на два – поворот налево и разворот.
Логика проста: что такое разворот? Это два поворота налево.
Знак 4.1.4 «Движение прямо или направо» разрешит только указанные маневры.
А вот знак 4.1.5 «Движение прямо или налево», помимо обозначенных стрелками направлений, позволит выполнить еще и разворот.
Соответственно, последний из семейства знак – 4.1.6 «Движение направо или налево» — запрещает только движение прямо, но разрешит (помимо правого и левого поворотов) еще и разворот.
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! Знаки этого семейства действуют не на перекресток, а на пересечение. Это принципиально потому, что перекресток может быть образован не одним, а несколькими пересечениями проезжих частей.
Поэтому действие этой шестерки знаков будет распространяться не на весь перекресток, а только на то пересечение, перед которым будут установлены эти знаки.
На других же пересечениях знаки работать не будут.
ВАЖНО ОТМЕТИТЬ! Среди указанной группы знаков есть один – 4.1.1 «Движение прямо». Его коварство заключается в том, что он может вставляться не только перед пересечением, но и после него.
Или даже просто посреди дороги.
И вот тогда правила его действия становятся принципиально иными.
Действие знака 4.1.1 «Движение прямо» будет распространяться с места установки до ближайшего по ходу движения перекрестка. И на следующем перекрестке знак «работать» уже не будет.
От водителей знак будет требовать двигаться только прямо и – в качестве бонуса – будет разрешаться делать поворот на прилегающую территорию СПРАВА!
Почему именно справа? Просто если разрешить левый поворот, то возникновение затора (пробки) на этом участки дороги более чем вероятно (ибо водитель, вознамерившийся повернуть направо во двор, должен будет пропускать встречно двигающиеся транспортные средства).
Таким образом, подведем общий итог действию первой группы предписывающих знаков. Когда все эти знаки стоят перед пересечениями, то зона их действия распространяется только на ближайшее пересечение.
А вот знак 4.1.1 «Движение прямо» может выставляться двояко: перед пересечением и после него (или просто посреди дороги).
Второму способу установки мы присвоим статус «коварный». Надо запомнить, что в этом случае знак будет действовать до ближайшего перекрестка, позволяя двигаться только прямо и поворачивать на прилегающую справа территорию.
Видео урок, который поможет закрепить теоретические знания по данной теме ПДД:
И последнее. Действие первой группы знаков не распространяется на водителей маршрутных транспортных средств. Такое льгота для них понятна: в зоне действия знаков может пролегать маршрут автобуса, троллейбуса или трамвая, и исключение из общих правил будет необходимо для подвоза пассажиров к местам расположения остановок общественного транспорта.
4.2.1 «Объезд препятствия справа», 4.2.2 «Объезд препятствия слева», 4.2.3 «Объезд препятствия справа или слева»
Еще одно семейство знаков. Их назначение – указать водителю разрешенное направление (или разрешенные направления) объезда препятствия или сложного участка дороги.
Движение по участкам дорог, обозначенных такими знаками, разрешается только по направлению стрелок. И никак иначе.
4.3 «Круговое движение»
Перекресток с круговым движением (или, как его именуют водители, «кольцо») – это особый участок дороги.
Опасность его определяется хотя бы тем, что многие водители не до конца четко знают правила и принципы его проезда. Мы обязательно посвятим этому участку специальную статью; здесь же наша цель – проанализировать действие знака 4.3.
Движение по перекрестку разрешается только в направлении стрелок – против часовой стрелки. При желании же развернуться на таком перекрестке водитель обязан проехать по всему кольцу.
При въезде на этот участок действуют особые правила: это можно делать, не занимая крайне правого положения на проезжей части. Но об этом подробнее – в соответствующем разделе Правил.
Для велосипедистов и пешеходов
4.4.1 «Велосипедная дорожка», 4.4.2 «Конец велосипедной дорожки»
Данные знаки обозначают участок, предназначенный для движения велосипедов.
4.5.1 «Пешеходная дорожка»
Он обозначает участок, предназначенный для движения исключительно пешеходов.
4.5.2 «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)», 4.5.3 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с совмещенным движением (конец велопешеходной дорожки с совмещенным движением)
Знаки обозначают начало и конец участка, который предназначен для совмещенного движения пешеходов и велосипедистов.
4.5.4, 4.5.5 «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения», 4.5.6, 4.5.7 «Конец пешеходной и велосипедной дорожки с разделением движения (конец велопешеходной дорожки с разделением движения)»
Данные знаки обозначают начало и конец участка, который предназначен для движения пешеходов и велосипедистов в раздельном режиме (по специально выделенным горизонтальной дорожной разметкой полосам).
Указанные выше знаки – это целое семейство, потому и рассмотрим принципы их функционирования в купе.
Квалификация знаков понятна: по таким участкам разрешено двигаться тем участникам, которые изображены на знаке – пешеходам и/или велосипедистам. Зона действия всех этих знаков распространяется до ближайшего пересечения всех вариантов дорожек с классической дорогой, а также до установки соответствующего отбойного знака (при его наличии), отменяющего действие установленного ранее знака.
Чтобы водителю не запутаться с таким обилием знаков, достаточно знать одно: двигаться механическим транспортным средствам по таким участкам дороги категорически запрещается. Даже водители мопедов (скутеров, мокиков и иже с ними) обязаны воздержаться от выезда на такой участок.
Согласно пп. 9.9, 24.7 ПДД, водители мопедов не могут двигаться по велосипедным дорожкам. Для этого есть правый край проезжей части, обочина или полоса для велосипедистов (участок, обозначенный знаком и специальной разметкой).
Еще один важный вопрос: «Может ли водитель велосипеда двигаться по пешеходной дорожке?».
Ответим так: НЕТ, кроме двух случаев:
1) при перевозке или сопровождении ребенка до 7 лет;
2) при отсутствии велосипедной или велопешеходной дорожки, полосы для велосипедистов или невозможности двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине.
Вот в этих случаях велосипедист имеет право двигаться по пешеходной дорожке с соблюдением мер предосторожности, и предоставляя преимущество пешеходам.
4.6 «Ограничение минимальной скорости», 4.7 «Конец зоны ограничения минимальной скорости»
Знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости» вводит ограничительный скоростной режим: в зоне его действия запрещается двигаться с меньшей скоростью, чем указано в поле знака. Отбойный знак — 4.7 «Конец зоны ограничения минимальной скорости» — отменяет этот ограничительный скоростной режим.
Действие знака 4.6 распространяется с места его установки до ближайшего по ходу движения перекрестка.
В «настоящем» населенном пункте, если отсутствует перекресток, зона действия знака заканчивается в месте установки знака «Конец населенного пункта».
Встретить знак 4.6 «Ограничение минимальной скорости» в «чистом» виде можно очень редко. Его установка на всю дорогу разрешается в том случае, если параллельно есть иная – альтернативная – дорога, по которой могут ехать тихоходные и иные нескоростные транспортные средства.
Поэтому чаще всего знак сочетается с табличкой «Полоса движения». Это сочетание говорит о том, что действие ограничивающего скорость знака распространяется только на ту полосу, над которой они установлены.
4.8.1, 4..8.2, 4.8.3 «Направление движения транспортных средств с опасными грузами»
Очень простые синтетические знаки. Они образованы символикой «Опасный груз» и знаками из первого семейства предписывающих знаков.
Движение транспортных средств, перевозящих опасные грузы, разрешены только в указанных стрелками направлениях.
Сделаем вывод
Предписывающие дорожные знаки используются для того, чтобы ввести позитивный режим регулирования. Чаще всего предписывающий знак вводит какое-то одно ограничение. В этом они отличаются от знаков особых предписаний, которые выставляют участникам дорожного движения сразу же несколько требований.
Предписанные водителю действия должны быть исполнены. В противном случае водитель нарушает действующие Правила дорожного движения и может быть подвергнут административному наказанию.
Повторяем тему ПДД регулировщик в картинках и с пояснениями — рекомендуем делать это периодически.
Не все водители сразу могут ответить чем отличаются обгон и опережение.
О порядке внесения изменений в конструкцию автомобиля https://voditeliauto.ru/stati/tyuning/chto-sleduet-znat-esli-planiruete-izmenyat-konstrukciyu-avtomobilya.html и его последующем оформлении.
Такие хорошие знаки, помогают водителям и никакого запрета, никаких наказаний и трепета!
Я за рулем уже лет 15. Но, вот про предписывающие знаки прочитал, и сам от себя в шоке. Так я плохо в этом разбираюсь!! Езжу «на автомате»(
Это знаки хоть и предписывающие, но и их умудряются нарушать правда из-за того, что не внимательно смотрят на дорогу.
Максим, большинство водителей ездят на автомате или по памяти, это нормально. Не будешь же каждый раз смотреть по знакам например знакомую до боли дорогу от работы до дома
А мне кажется, что предписывающие знаки вводят элемент неразберихи в дорожное движение. Можно было придумать больше запрещающих и тогда отпала бы необходимость в этих непонятных для большинства предписывающих знаков.
В общем, предписывающие знаки — это те же самые запрещающие, только «добрые»)). Запрещающие на вас «орут», а предписывающие «похлопывают по плечу» со словами «ну, сделай так, брателло, будь другом». Понятно, что на подсознательном уровне на такие знаки не то, что бы внимания не обращают, но относятся к ним по-раздолбайски. Мол, раз знак синий, значит это ерунда какая-нибудь, даже присматриваться не обязательно. Конечно, это ошибочная позиция. Любой знак в ПДД, какого бы цвета он ни был, чрезвычайно важен для обеспечения безопасного движения. Есть некоторая проблема в огромном количестве таких знаком, непросто все запомнить. Может как-то объединить некоторые в один, упростить немного?
Предписывающие знаки выполнены в синих тонах, вводя некоторых водителей в заблуждение. Но их неисполнение влечет такое же наказание, как и запрещающие! Тогда для чего городить сложный «огород» в виде 2 разных знаков, перекрасить предписывающие в красный цвет!
К предписывающим знакам я отношусь спокойно. Они устанавливают на дороге определенный режим движения, например, движение налево или направо, определенную скорость движения. Кстати установление определенной скорости движения знак не все понимают правильно, путают с ограничением скоростного режима, а это не правильно он указывает, что надо ехать, например пятьдесят километров в час и никак иначе, именно пятьдесят, а не более пятидесяти. Понимать это надо.
Предписывающие знаки на то и предписывающие, что они предписывают, какое действие должен выполнить водитель. Если такой знак извещает велосипедисту конец велосипедной дорожки, значит так и есть, дальше идет или пешеходный тротуар или дорога.