20 октября 2017 года вступил в силу новый административный регламент ГИБДД МВД Российской Федерации, отменяя действие прежнего документа, предусмотренного Приказом № 185 от 02 марта 2009 года.
Следить за ходом работ над этим документом можно на официальном портале regulation.gov.ru.
В октябре 2017 года принят окончательный вариант. Скачать текст нового административного регламента ГИБДД 2017 года можно ЗДЕСЬ (файл PDF).
Зачем регламент ГИБДД в 2017 году меняют на новый?
Действующий до указанной даты административный регламент ГИБДД был утвержден за три года до реформы МВД и писался под старые законы, приказы и инструкции.
Да, в него вносились поправки и изменения, но настал момент, когда без фундаментального пересмотра взаимоотношений сотрудников ДПС и ГИБДД с участниками дорожного движения уже было не обойтись. Несоответствия старого документа с современными реалиями стали все больше вызывать недовольство обеих сторон.
Видео — комментарии сотрудников МВД по новому административному регламенту ГИБДД от 20 октября 2017 года:
Нет смысла много говорить об устаревшем и утратившем силу документе, давайте посмотрим, с чем нам предстоит теперь жить и как себя вести.
Кто имеет право осуществлять надзор на дорогах
Согласно нового административного регламента ГИБДД 2017 года следить за порядком на дорогах обязаны сотрудники Госавтоинспекции, участковые уполномоченные и другие сотрудники полиции, в рамках предоставленных им полномочий. Данная норма давно прописана в ряде законодательных актов, например, в законе «О полиции», что вступало в противоречие с прежней редакцией регламента.
ВАЖНО. При исполнении своих обязанностей сотрудник должен находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак (п. 34 Регламента).
То есть, не смотря на существенное расширение списка лиц, потенциально способных следить за порядком на дорогах, введено жесткое требование о форменной одежде.
Согласитесь, не совсем верно, когда тот же участковый уполномоченный, в форме и при исполнении служебных обязанностей, видя пьяного садящегося за руль, не имеет возможности пресечь его противоправные действия. Вынужден вызывать наряд ДПС, а что успеет натворить указанный гражданин до приезда госавтоинспекторов?
Права и обязанности сотрудников МВД, осуществляющих федеральный государственный надзор
Рассказывать о том, что полицейский имеет право останавливать, проверять документы и тому подобное нет смысла, стоит отметить ряд прав, которые могут вызвать по незнанию, вопросы участников дорожного движения.
Права сотрудников
Беспрепятственно пользоваться в служебных целях, в случаях не терпящих отлагательства средствами связи негосударственных предприятий, учреждений, организаций и ГРАЖДАН. Вопрос о возмещении затрат в регламенте не указан. Потребовал у вас сотрудник телефон, предоставьте. Вряд ли сотрудники станут злоупотреблять данным правом.
Так же сотрудник имеет право, при тех же обстоятельствах, воспользоваться транспортным средством граждан. А вот тут, прямо предусмотрено материальное возмещение расходов и возможного ущерба, понесенного владельцем автомобиля.
ВАЖНО. В данном случае простого требования недостаточно, сотрудник обязан разъяснить цель использования, указать маршрут движения (за исключением преследования правонарушителя), предупредить об ответственности владельца автомобиля в случае отказа выполнить указанное требование.
При этом сотрудник выдает справку или делает отметку в путевом листе, указывая продолжительность поездки, пройденного расстояния, свою фамилию, должность, номер служебного удостоверения, наименование строевого подразделения Госавтоинспекции.
Обязанности сотрудников
Особую заботу об участниках дорожного движения видно в обязанности полицейского «прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения и место ДТП». Это не может не радовать, но вот смогут ли сотрудники в современных условиях в полной мере выполнять данную обязанность? Ожидание наряда ДПС в случае дорожно-транспортного происшествия растягивается на часы и чаще всего не по вине инспекторов.
Права и обязанности водителей (лиц, в отношении которых осуществляется государственный надзор)
С правами и обязанностями сотрудников разобрались, а на что же может рассчитывать водитель и другой участник дорожного движения?
Права
Новый регламент ГИБДД 2017 г. не предлагает ничего нового, все права прописаны в целом ряде Законов, начиная с Конституции РФ и заканчивая Уголовным и Административным кодексами. Упомянем лишь некоторые из них.
Видео — о плюсах и минусах нового административного регламента ГИБДД 2017 года для водителей:
Разумеется, это право обжаловать, как действия, так и бездействия полицейских – вышестоящему руководству, прокурору и суд.
Не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Проще говоря, это дословная цитата статьи 51 Конституции РФ, если решили воспользоваться данным правом, в объяснении так и укажите.
ВАЖНО. Отказ от дачи показаний не является доказательством вины и никак не влияет на результат рассмотрения дела по существу.
Можно давать показания на родном языке или языке, которым владеете и пользоваться бесплатной помощью переводчика.
И наконец, использовать фото-, видео и аудиозаписывающую аппаратуру не запрещено. Именно такие разъяснения дает зам. министра МВД России А.В. Горовой (для увеличения кликните по соответствующей картинке):
Обязанности
Авторы нового административного регламента ГИБДД 2017 года, не мудрствуя лукаво, вменили в обязанность участникам дорожного движения соблюдать правила дорожного движения, подчиняться распоряжениям разметки, знаков, светофоров и регулировщиков.
Затем, все-таки, добавили: действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Неприятная неожиданность
Новый регламент содержит исчерпывающий перечень административных процедур, проще говоря, чем должны заниматься сотрудники ГИБДД. Ничего необычного, тут и надзор за дорожным движением, остановка транспортного средства и пешехода, проверка документов и сверка номеров.
ВНИМАНИЕ. И на закуску – проверка технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства (абзац 4 п. 31 Регламента).
Много лет назад, в целях борьбы со злоупотреблениями инспекторам запретили проверять техническое состояние автомобиля в случае, если пройден технический осмотр.
Теперь же, передав функцию техосмотра частным автосервисам, руководство ГИБДД решило вернуть указанное право инспекторам на дороге. Данное решение многим покажется спорным, однако это устраняет ряд спорных моментов.
Во что это выльется на практике покажет время.
Права и обязанности обеих сторон — это хорошо, но как это должно выглядеть на дороге?
Общие требования к исполнению административных процедур (действий)
Из общих требований следует отметить, тот факт, что новый регламент ГИБДД 2017 года приведен к действующим нормам Закона «О полиции», в котором сказано, что оформление административного правонарушения осуществляется на месте, если позволяют погодные условия или нет иных оснований для задержания и доставления.
Проще говоря, сотрудник не должен по надуманным причинам требовать от правонарушителя следовать в помещения территориальных или строевых подразделений, а составить протокол или вынести постановление на месте.
И тут была проблема с интерпретацией этого самого «на месте». Как правило, инспектор просил выйти из автомобиля и проследовать с ним в служебный транспорт или в помещение стационарного поста. Водитель же требовал составить протокол около своего автомобиля, не желая его покидать.
И оба участника диалога были по своему правы. Первый в силу того, что действующий регламент, а равно инструкции и постановления требуют зачастую составление не одного документа, а нескольких, так еще и погодные условия нашей Родины не позволяют, зачастую, этого сделать чисто физически. А второй просто пользовался правами, предоставленными ему пробелами в ведомственном законодательстве.
В рассматриваемом регламенте четко прописана возможность составления протокола в служебном автомобиле или в помещении стационарного поста ДПС (п.37 Регламента).
Следовательно, нежелание проследовать с инспектором ГИБДД в служебный автомобиль, может быть расценено как невыполнение законных требований должностного лица, а это уже часть 1 ст. 19.3 КоАП РФ, штраф до одной тысячи рублей, а возможно и административный арест до 15 суток.
Взаимоотношения сотрудников ГИБДД с водителями
По сути требования к сотруднику, остановившему участника дорожного движения статичны и не меняются от регламента к регламенту. Сотрудник представляется, разъясняет причину и цель обращения, предъявляет по требованию служебное удостоверение, не выпуская его из рук, разъясняет порядок обжалования своих действий.
Пункт 46 нового административного регламента ГИБДД 2017 года сводит общение инспектора ГИБДД с обратившемся к нему гражданам (если речь не идет о сообщении о преступлении или правонарушении) к разъяснению специфики проезда или уточнению маршрута следования, в том числе к больницам, подразделениям ГИБДД и отделам полиции. По всем остальным вопросам, сотрудник может лишь предоставить телефон дежурной части или адрес строевого подразделения.
Так же сотруднику предписано при проверке документов граждан относиться к ним аккуратно, не делая каких-либо пометок в неположенных местах (п.53 Регламента).
ВАЖНО. Сотрудник Госавтоинспекции принимает документы без обложек и удерживающих устройств (абзац 2 п.53).
Опять спрятались, не имеют права!.. Или имеют?
Извечный спор водителей и инспекторов ГИБДД – расположение служебного автомобиля.
Авторы регламента умудрились в одном пункте запретить скрывать служебный автомобиль, четко указав, что он должен быть виден участникам дорожного движения для своевременного пресечения (отказа) правонарушения, и тут же дали право прятать указанное транспортное средство за рельефом местности, поворотами дороги и элементами обустройства улично-дорожной сети, в случае надзора на аварийно опасных участках и при осуществлении надзора с помощью технических средств (п.63 Регламента).
С учетом, что участок дороги признается аварийно опасным самими органами Госавтоинспекции по целому ряду оснований (частые ДТП или единичные, но повлекшие гибель людей) спорить с инспектором ГИБДД о месте расположения служебного автомобиля становится бессмысленно.
Хотя в этом же пункте предусмотрена дисциплинарная ответственность сотрудника создавшего помехи для распознавания служебного автомобиля. Как говорится – и нашим, и вашим. 😉
Выезд на место дорожно-транспортного происшествия
Уже упоминалось, что сотрудник ГИБДД обязан незамедлительно прибыть на место происшествия, однако, новый административный регламент четко прописывает действия инспектора в данной ситуации. А именно приступить к разбирательству он может только по указанию дежурного (п.266 Регламента).
Поэтому не следует требовать от инспектора ГИБДД, ставшего свидетелем ДТП, немедленно начать его оформление. Прежде всего он обязан сообщить о произошедшем в дежурную часть строевого подразделения или органа внутренних дел и в дальнейшем действовать согласно полученных указаний, а они не всегда соответствуют желаниям участников происшествия (п.267).
Кроме того, текст нового регламента ГИБДД 2017 года дает право сотрудникам вообще не выезжать на место, в том случае если в результате дорожно-транспортного происшествия пострадали только транспортные средства, застрахованные в установленном порядке, и участники происшествия не имеют разногласий в произошедшем. В подобной ситуации сотрудник разъясняет порядок оформления соответствующих документов и действия участников ДТП (п.284).
Следует обратить внимание, что новый административный регламент не несет в себе ссылки на сумму ущерба при подобном оформлении, которая в настоящий момент не должна превышать пятьдесят тысяч рублей. Как поступать автовладельцам при более значимом ущербе в случае отказа выезжать со стороны ГИБДД непонятно.
Выводы
В целом новый административный регламент ГИБДД 2017 года дает ответы на многие наболевшие и спорные вопросы. Указывает на «движение» Госавтоинспекции к обеспечению безопасности дорожного движения с соблюдением законных прав всех его участников.
Но следует помнить, что лучший способ не спорить с инспектором ДПС — это не нарушать ПДД. Удачи на дорогах!
3 комментария к “Новый регламент работы ГИБДД с 2017 года”
Не повезло же с новым регламентом тем, которые в прямом смысле издевались над сотрудниками снимали на видео, а потом выкладывали всё в сеть.
Эх, братцы, чувствую я ничего координально не изменится. Главное правило останется тем же — не сочковать
Нельзя забывать, что все регламенты и поправки в большинстве издаются не для улучшения безопасности на дорогах, а тем более не в пользу водителей, хотя многие изменения очень полезны. Но умные дяди хотят показать как они хорошо работают и экспериментируют, хотя у экспериментов итог уже известен. Такие действия в основном происходят при внутренних переменах структуры.
Не повезло же с новым регламентом тем, которые в прямом смысле издевались над сотрудниками снимали на видео, а потом выкладывали всё в сеть.
Эх, братцы, чувствую я ничего координально не изменится. Главное правило останется тем же — не сочковать
Нельзя забывать, что все регламенты и поправки в большинстве издаются не для улучшения безопасности на дорогах, а тем более не в пользу водителей, хотя многие изменения очень полезны. Но умные дяди хотят показать как они хорошо работают и экспериментируют, хотя у экспериментов итог уже известен. Такие действия в основном происходят при внутренних переменах структуры.