Спутниковое слежение за автотранспортом – сравнительно новое направление использования «космических» технологий, которое начало получать развитие с конца 90-х годов прошлого века. Первопроходцами в данной области, как водится, стали американцы. Именно в Соединенных Штатах ввиду распространенности грузоперевозок с использованием автотранспорта и больших расстояний между населенными пунктами и появились первые системы спутникового слежения за автотранспортом.
Принцип подобных устройств, несмотря на «космический» статус, довольно прост. В автомобиле располагается блок, в котором объединен приемник спутникового сигнала, анализирующий модуль и система для передачи данных в диспетчерских пункт.
Первые устройства для спутникового слежения за автотранспортом были «оффлайновые», то есть писали координаты местоположения автомобиля в память блока. После окончания поездки данные из блока выгружались и анализировались диспетчером. Несколько позже появились блоки нового поколения, которые имели возможность передавать данные в режиме «онлайн». Спутниковое слежение за автотранспортом стало более удобным и оперативным.
Системы, передающие координаты в режиме реального времени, отличаются от «оффлайн-систем» наличием блока передачи данных. Для трансляции первоначально использовалась УКВ-радиосвязь, а затем мобильные системы передачи данных на основе сетей GSM и CDMA. Также появились устройства с передачей данных через спутниковые сети связи типа Globalstar, Inmarsat или Iridium, однако они гораздо дороже и применяются лишь в регионах, где отсутствует покрытие мобильных сетей связи.
Спутниковое слежение за автотранспортом использует в своей основе сигналы со спутниковой группировки, отвечающей за навигацию. Мировым лидером в данном аспекте является система GPS, которая имеет всемирное покрытие и обладает отличными показателями точности позиционирования.
В недавнее время на территории России стали активно внедрятся системы спутникового слежения за автотранспортом на базе отечественной системы ГЛОНАСС. На настоящее время система уже функционирует и, более того, активно продвигается правительственными структурами. Однако, несмотря на это, по глобальности охвата и стабильности работы ГЛОНАСС уступает западному аналогу.
Внедрение новой системы глобального позиционирования вынудило многих производителей оборудования для спутникового слежения за автотранспортом внедрять в свои устройства ГЛОНАСС-модули наряду с популярным GPS. Благодаря этому появились устройства, которые позволяют использовать преимущества обеих сетей глобального позиционирования.
«Сердцем» системы спутникового слежения за автотранспортом является центральный блок, куда «стекается» информация о координатах автомобиля, его скорости и иных параметрах движения. Первые образцы блоков были достаточно громоздки и имели малым буфером памяти, что позволяло записывать лишь данные о координатах.
Современные управляющие модули имеют собственный микропроцессор и блок памяти, куда, помимо координат, пишутся данные о скорости, времени остановок, затратах топлива, наличии пассажиров, случаях открытия-закрытия дверей и иные данные. Соответствующую информацию блок получает от множества датчиков, которые контролируют множество операций в автомобиле.
При этом сам блок часто имеет ударопрочное исполнение, благодаря чему он не повреждается в случае аварии. Кроме того, перед поездкой он нередко пломбируется (в случае с оффлайн-системами), что позволяет избежать несанкционированного изменения данных.
Спутниковое слежение за автотранспортом имеет целый ряд преимуществ и получило в наше время большое распространение. Одним из плюсов системы является единовременный мониторинг движения большого количества транспортных средств, что важно для компаний, специализирующихся на грузоперевозках. Большую популярность спутниковое слежение за автотранспортом получило и в сфере пассажирских перевозок.
В частности, система дает возможность отслеживать несанкционированное использование транспорта, нарушения скоростного режима и отклонения от установленных маршрутов следования. Кроме того, прелесть подобных устройств по достоинству оценили и коммерческие организации с большим служебным автопарком.
Спутниковое слежение за автотранспортом компании позволяет не только точно установить местоположение того или иного автомобиля, но и выявить случаи его несанкционированного использования водителями, в том числе для «заработков» на подвозе пассажиров в режиме такси, что нередко практикуется недобросовестными водителями. При этом модули спутникового слежения за автотранспортом могут устанавливаться скрытно, что позволяет легко понять, используется ли транспорт не по назначению.
Ценовая политика на подобные устройства различается довольно сильно и зависит непосредственно от функциональности решения. Самыми дешевыми, как уже говорилось выше, являются оффлайн-системы с одним приемником сигналов (либо GPS, либо ГЛОНАСС) и записью минимума параметров. По своей сути они похожи на самые первые системы для спутникового слежения за автотранспортом, отличаясь от них лишь более компактными размерами.
Более дорогие устройства уже могут работать в онлайн-режиме. Наиболее же «продвинутые» образцы оснащаются парой приемников ГЛОНАСС-GPS, «пишут» большое количество различных параметров движения и передают данные в режиме реального времени в диспетчерский пункт.
Такие устройства нередко имеют функцию «тревожной кнопки», посылая сигнал в случае дорожно-транспортного происшествия и оснащаются различным другим функционалом. При этом, несмотря на мультифункциональность, модули компактны и могут быть размещены даже на легковом автомобиле. Единственным их минусом является высокая относительно простых версий стоимость.
На вершине же систем спутникового слежения за автотранспортом стоят комплексы, передающие данные благодаря спутниковым системам связи. Здесь цены могут доходить до нескольких тысяч долларов за оборудование, а сама передача данных также оказывается весьма дорогостоящей процедурой.
По этой причине подобные системы востребованы лишь в Сибири, Дальнем Востоке, Африканском континенте и иных местах планеты, где полностью или частично отсутствует покрытие наземных мобильных систем связи.
То же самое относится и к УКВ-системам. Будучи дешевле, нежели «спутниковые» аналоги, они при этом имеют существенный минус в виде гораздо меньшей «дальнобойности». Однако, несмотря на это, подобные устройства активно используются в сибирских грузоперевозках на небольшие (до нескольких сотен километров) расстояния.
Таким образом, спектр устройств для спутникового слежения за автотранспортом весьма обширен. Выбор конкретного решения зависит, в первую очередь, от целей и задач, которые ставятся в процессе использования устройства. Кроме того, крайне важно то, где и при каких условиях будет подобная система использована, и какой функционал от нее требуется. Именно в соответствии с данными параметрами и производится выбор наиболее подходящего решения.
Если горит Чек неисправности двигателя — что делать в этом случае.
Система мониторинга подскажет где ваш автомобиль, если его эвакуировали за неправильную парковку.
Как в Яндекс карты https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/yandeks-karty-prolozhit-marshrut.html проложить маршрут с учетом пробок.
Видео о системах мониторинга транспорта:
При в всех недостатках и недоработках в настоящий момент системы ГЛОНАСС для России другой альтернативы нет. Система навигации GPS должна использоваться, как запасной вариант. И дело здесь не в национальной гордости, а в национальной безопасности. Ведь систему навигации можно как включить ее собственнику, так и выключить.
Спутниковое слежение за автотранспортом — это новое веяние, оно полезно и самим автомобилистам, и правоохранительным органам. Я бы с удовольствием поставила на свой автомобиль такой блок, чтобы всегда быть в курсе того, где находится моя машина. Также это очень облегчило бы поиск автомобилей при кражах.
Ну теперь никто и ничто не укроется от глаз системы ГЛОНАСС. Тут главное не переборщить. А то в нарушители могут попасть кто угодно. У нас постоянно нововведения чреваты разными казусами. И страдают от этого простые водители. Дело нужное, никто не спорит. Но не слишком ли мы увлеклись, так сказать, безопасностью. Ведь эта система предотвратить нарушения не сможет, а только зафиксировать.
На мой взгляд, система ГЛОНАСС, для использования на территории России действительно наиболее эффективная, а вот если требуется отслеживать автомобиль в заграничных поездках, то лучше всего применять GPS навигацию и мобильного оператора, в которого самый дешевый роуминг. Мой шеф хотел на мой автомобиль поставить обе системы, но я его разубедил и остановились на ГЛОНАСС.
Хорошая вещь, хоть и стоит не так дешево, но если у вас машина стоит не мало, то жалеть на охрану не стоит. Кроме того эта отличная система, если у вас своя транспортная компания и вы хотите все держать под контролем в прямом смысле.