Этапы становления рынка автокомпонентов в России

Рынок автокомпонентов в России, как и вся автомобильная промышленность в целом, прошел путь развития, отличающийся от того пути, каким развивался этот рынок в Западной Европе. Главной особенностью его при этом является существование в течение длительного времени в условиях плановой экономики. Большая часть компонентов для сборки в этот период производилась либо на самих автомобильных заводах, либо на предприятиях, выпускавших весьма широкую номенклатуру изделий определенного профиля, например электротехнику или резинотехнические изделия.

автозапчасти

Главной задачей автомобильных заводов при этом, естественно, было производство автомобилей, без удовлетворения потребностей растущего автомобильного парка в большем объеме запасных частей. Запасные части для автомобилей поставлялись исключительно в фирменные сервисные сети.

Вследствие этого целый ряд позиций компонентов относился к «дефицитным», поскольку выпуск их был ограничен возможностями специализированного производства. Стимулы и возможности для технического и технологического развития производства компонентов отсутствовали. Разработка компонентов и технологическое развитие производителей проводилось по инициативе и в основном за счет ресурсов автозаводов.

Когда купить запчасти было мечтой

Во время перехода страны к рыночной экономике получил развитие и рынок автокомпонентов. В первую очередь эта тенденция коснулась вторичного рынка, то есть деталей и узлов, предназначенных для обслуживания и ремонта автомобилей. Предприятия, имевшие для этого технологические возможности и производственные мощности, наладили выпуск компонентов для вторичного рынка. При этом ряд предприятий проводил подготовку производства в сотрудничестве с автозаводами и получил одобрение качества и технического уровня для запчастей. Эти предприятия в дальнейшем смогли предложить узлы и детали для первичного рынка, то есть для поставок на сборочные конвейеры российских автозаводов.

В этот же период времени образовалось значительное количество производств по выпуску контрафактных запасных частей, возникло значительное количество магазинов по продаже запасных частей, и при этом рынок полностью потерял информационную прозрачность.

Кого продажа запчастей заманила на российский пустырь?

Следующим этапом, оказавшим влияние на рынок компонентов в России, становится рост продаж иномарок в стране. Учитывая то, что ввезенные иномарки имели в большинстве своем значительные периоды эксплуатации и пробеги, возник спрос на все виды компонентов для них. В то время в стране появились компании, организовавшие ввоз и продажу запасных частей для импортных автомобилей, а также оборудования для качественного ремонта автомобилей – покрасочные камеры, автоподъемники, автомойки, и т.д. При этом рынок наполнялся в первую очередь неоригинальными изделиями. Это компоненты, произведенные зачастую на тех же предприятиях, что и оригинальные, поставлявшиеся на сборку, но имевшие собственный бренд и более низкую цену в сравнении с оригинальными.



 

На этом этапе ряд западных компаний сумел наладить также выпуск и поставку на вторичный рынок компонентов для российских марок автомобилей, осознавая его значительную емкость. С ростом продаж новых иномарок в стране открывались представительства зарубежных автопроизводителей, которые довольно быстрыми темпами развивали фирменные дилерские сети по продажам и обслуживанию автомобилей. Соответственно в эти сети поставляются оригинальные запасные части от производителей автомобилей. Поставка их по большей части ведется через центральные склады представительств, открытые в стране, либо через дистрибьюторов.

Этот сегмент рынка отслеживается и контролируется представительствами компаний — автопроизводителей. Поставку компонентов для этого сегмента рынка ведут компании-партнеры автозаводов. Учитывая то, что в течение двух-трех лет гарантийного периода автомобили должны проходить техническое обслуживание на фирменных СТО, этот сегмент рынка зафиксирован за предприятиями-производителями автомобилей и их партнерами, поставщиками компонентов. Тем не менее, в ближайшие год по окончании гарантийного срока у большего парка автомобилей, их перепродажи новым владельцам, появляются условия для бурного развития рынка неоригинальных компонентов для вторичного рынка.

Через каталог запчастей к терниям

С дальнейшим ростом автомобильного рынка в России и принятием Правительством Постановления «О промышленной сборке» №166 в стране открываются предприятия по производству иномарок. Было принято «Постановление №566» о таможенных льготах на автокомпоненты, ввозимые для осуществления промсборки.

Вслед за иностранными производителями автомобилей в Россию потянулись производители компонентов. Они создавали свои производства даже в кризисный период. Стремительно восстанавливающийся рынок, впечатляющий рост производства легковых автомобилей, новый режим промсборки, подписанный четырьмя автомобильными консорциумами в 2011 году, обязательства OEM по уровню локализации компонентов – все это предпосылки появления в компонентной отрасли России новых зарубежных игроков.

Читайте статью о том, как работает антипробуксовочная система автомобиля TCS и для чего она нужна.

Можно ли поставить на свой автомобиль автозапуск без сигнализации, где и как это лучше делать.

Если не работает омыватель лобового стекла https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/omyvatel-lobovogo-stekla.html — как решать проблему в этом случае.

К сожалению, отличаются сборка автомобилей в Чехии:


и в России:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


3 комментария к “Этапы становления рынка автокомпонентов в России”

  1. В связи с невысокими доходами наших сограждан, несмотря на значительное развитие рынка запасных частей, даже сегодня существует спрос на не оригинальные детали. Несмотря на их невысокую надежность и более скромный срок службы, я покупаю эти запчасти из-за их невысокой цены. Однако важные узлы я предпочитаю приобретать от проверенных производителей, несмотря на их стоимость.

  2. Доброго времени суток,уже как пол года на рав 4 взял десятилетку. Брал с рук, не жалею. Если в салоне брать вышло бы на сто кусков дороже. Расходники и другие запчасти заказываю через интернет магазин там выбор больше и дешевле.

  3. Сейчас выбор есть и нехватки не чувствуется, но цены и качество порой желают лучшего. Мало того что платишь в три дорого (курс рубля), так еще они служат очень не долго, не то что раньше.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).