Запотевшие стекла в машине существенно снижают обзорность, могут служить причиной дорожно-транспортного происшествия. Наиболее часто с этой проблемы водители сталкиваются в холодный период эксплуатации автомобиля.
Почему потеют окна в машине изнутри и что делать, чтобы снизить их «потливость» читайте далее.
Почему запотевают окна в машине с точки зрения физических процессов
Запотевание стекла в автомобиле является следствием физического процесса перехода воды из газообразного состояния в жидкое (конденсация). Во время стоянки машины температура воздуха внутри салона и вне (окружающей среды) выравниваются, как и относительная влажность.
В момент посадки в салон водителя и пассажиров влажность существенно увеличивается за счет выдыхаемого воздуха, в котором содержится большая концентрация паров воды. Многие водители знают, что эффект многократно усиливается, если в выдыхаемом воздухе находятся пары алкоголя.
Так как стекло в момент посадки остается холодным (его температура ниже точки росы), на нем мгновенно конденсируются пары воздуха. Конденсация происходит и на других элементах салона, но она не существенна для обзорности.
Видео — почему запотевают окна в машине и как с этим бороться:
Наиболее эффективные способы борьбы с конденсацией воздуха, чтобы не потели стекла в автомобиле:
- нагрев стекла до температуры, превышающей точку росы;
- мощный обдув стекла, приводящий к обратному испарению воды;
- нанесение специальных средств на внутреннюю поверхность стекла, уменьшающих оседание паров, преобразующих структуру микрокапель.
Таким образом, в холодное время года процесс конденсации, приводящий к запотеванию стекол в машине, неизбежен. Он может многократно усиливаться под действием других условий эксплуатации транспортного средства:
- в зимний период эксплуатации автомобиля изменяется температура точки росы, увеличивается время для необходимого прогрева стекол;
- во время дождя значительно увеличивается влажность воздуха, вероятность попадания влаги в салон, за счет обмыва дождевыми каплями стекол увеличивается и время их прогрева;
- во время движения автомобиля непосредственно после посадки водителя и пассажиров в непрогретый салон, прогреть стекло сложнее по причине его охлаждения потоками встречного воздуха.
Причины, влияющие на увеличение эффекта запотевания стекол в автомобиле
Помимо указанного выше эффекта наличия алкогольных паров у пассажира, увеличению запотевания стекла в машине изнутри способствуют следующие условия эксплуатации автомобиля:
- Повышенная влажность воздуха в салоне. Ее причиной могут быть влажные коврики, сидения после соприкосновения с мокрой одеждой водителя и пассажиров, вода, попавшая в салон при плохих уплотнителях стекол, заглушках, неплотном закрывании дверей, оставшиеся капли дождевой воды и снег после открытия дверей, распитие напитков (особенно горячих) в салоне. Все это может существенно повысить относительную влажность.
- Загрязнение, износ салонного фильтра. Многие водители годами не меняют салонный фильтр. В его полости скапливается влага, особенно, в летний период эксплуатации авто во время частого включения кондиционера.
- Некорректная работа регуляторов заслонок системы обдува салона. В этом случае рециркуляция воздушных потоков в салоне машины может быть нарушена, эффективность принудительной вентиляции воздуха существенно снижена. Лишняя влага из салона в таком случае в процессе движения автомобиля удаляться практически не будет.
- Утечка радиатора печки. Даже незначительная утечка антифриза из радиатора печки или патрубков, которая не обнаруживается визуально и органами обоняния человека, может на 10 – 20% увеличить относительную влажность в салоне машины. Обнаружить возможную малую утечку радиатора печки можно по характерному маслянистому налету на внутренней поверхности лобового стекла.
- Частая мойка машины. Если автомобиль не новый, уплотнители дверей, стекол имеют износ. В момент мойки, особенно под высоким давлением, в машину проникает влага, которая полностью не успевает уйти из салона до следующей процедуры.
Что делать, если в машине запотевают стекла изнутри
Комплекс мер по уменьшению эффекта запотевания стекол машины изнутри условно можно разделить на профилактические и оперативные.
К профилактическим мерам следует отнести:
- Своевременная замена салонного фильтра. Лучше всего менять салонный фильтр во время смены сезонов эксплуатации автомобиля: холодный — теплый и теплый — холодный, то есть дважды в год. Если машина эксплуатируется не в напряженном режиме, то достаточно производить замену салонного фильтра один раз в год – по окончании теплого периода эксплуатации. Одновременно с заменой фильтра следует произвести очистку внутренней полости места установки фильтра, поддона и отверстия слива конденсата.
- Периодическая очистка салона машины. Во время эксплуатации авто в холодное время года, особенно после продолжительных осадков, необходимо периодически просушивать нерезиновые коврики и чехлы сидений, если таковые имеются. Они как губка впитывают влагу. Сушку можно производить, поместив их на ночь на отопительном радиаторе. Для просушивания салона можно оставлять раз в неделю автомобиль в сухом отапливаемом гараже с открытыми дверями. Есть специальные материалы типа силикагель (пакетики с ним иногда помещают в качественную обувь при предпродажной подготовке), которые впитывают влагу. Для впитывания влаги из объема салона машины потребуется не менее 1 кг материала. Его просушивают на отопительной батарее, затем на сутки помещают в салон авто, после чего вновь просушивают.
- Регуляция вентиляции салона. Перед холодным периодом эксплуатации машины необходимо проверить работоспособность всех регуляторов и клапанов, отвечающих за перераспределение воздушных потоков обогрева и вентиляции, в случае необходимости, отремонтировать их.
Видео — если в машине сильно потеют стекла, что делать и какие средства можно применить:
Оперативные меры для устранения запотевания стекол в машине:
- Постоянное наличие в салоне автомобиля мягкой сухой ветоши для протирания стекол. Практически, надо иметь минимум две матерчатых салфетки, одна из которых хранится дома на просушке, другая — в машине. По окончании поездки они меняются местами.
- Обработка внутренней поверхности стекла специальными средствами. Простейшее средство – самодельный водный мыльный раствор невысокой концентрации. Он изменяет поверхностное натяжение материала стекла. Влага скатывается в микрокапли, которые практически не препятствуют видимости. При отрицательной температуре такая смесь неэффективна. Некоторые автолюбители составляют смесь с использованием глицерина, но она вызывает блики в темное время суток. На авторынке можно найти множество специальных средств химического происхождения. Каждое из них по-своему эффективно, следует подбирать их опытным путем.
- Покрытие стекла специальной нанопленкой. Такое покрытие производится в мотошлемах. Перед проведением такой дорогостоящей процедуры на СТО следует посоветоваться со специалистами.
- Уменьшить количество ненужных вещей в автомобиле. Они могут впитывать влагу, особенно различные пледы, покрывала, матерчатые коврики.
- Меньше разговаривать в автомобиле, особенно во время прогрева салона.
Дополнительные предупреждения
Во избежание проблем не следует протирать внутреннюю поверхность стекол спиртосодержащей жидкостью, а также средствами сомнительного происхождения!
Не применяйте нештатные дополнительные обогреватели салона, работающие от прикуривателя. Они потребляют большие токи, что может привести к нарушению электропроводки, а иногда и к воспламенению.
Основные точки подключения сигнализации СтарЛайн известны многим автовладельцам.
Какое понадобиться оборудование для того, чтобы установить Wi-Fi в машину.
О полезности проверки автомобиля по разным параметрам https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/online/proverka-avtomobilya-po-gos-nomeru.html по гос. номеру машины.
Видео — что делать, если потеют окна в машине (народные средства):
Я даже не знала, что можно самому так легко решить проблему с запотевшим лобовым стеклом. Обязательно намажу его гелем для бритья! 😉
Я обычно приоткрываю немого окно водителя. Но на счет избыточного количества вещей в салоне авто, даже не думал. да в этом совете есть логика.
У меня окна запотевали часто, и чтобы прогреть их нужно было потратить уйму времени. Фильтр менял, не помогло. Вот теперь думаю, может стоит проверить уплотнители. Машина-то не новая
Помню мой дедушка всегда боролся с этой проблемой. В дождливую погоду каждые 5 минут протирали стекла 🙂
Ха, понравился совет про «меньше разговаривать в авто во время прогревания»))) купила машину, а у нее какие-то проблемы с системой обдува, из половины заслонок не дует ничего… Поэтому как сажусь — сразу включаю печку на обдув, потом соскребаю образующуюся «наледь» с внутренней стороны лобового. Когда мотор прогреется достаточно для езды — как раз и стекло заледеневать перестанет. Чинить надо, да…
С проблемой запотевающих стёкол я часто сталкивался на своём первом автомобиле — Дэу-Матиз. Запотевание чаще всего было летом, в сырую и тёплую погоду. Что я делал? Включал вентилятор «печки» на полную скорость, а поток воздуха делал тёплым. При этом немного открывал форточку. Всегда проблема исчезала.
Да, нужно будет попробовать народные средства от запотевания стекол, а то иногда приходится вначале ехать наощупь, как кот. Хорошо еще, что в нашем районе не очень интенсивное движение. Я обычно включаю печку и немного приоткрываю с двух сторон стекла.
Слышала про гель для бритья, даже пробовала. Но он эффективен не долго, лучше купить специальную автохимию. Или просто немного открыть одно окно, будет гораздо меньше запотевать.
Если запотевают, то самое простое — это открыть окна, и тогда достаточно быстро все придет в норму, но стоит закрыть, и будет опять, у меня по крайней мере было так.
Самая главная причина — это повышенная влажность и обычно в течении 5-10 минут приходилось просто терпеть, так как деваться некуда.
У себя я особо причины не нашел, вроде и фильтр менял регулярно, да и другого ничего не нашел. Еще здорово помогает обдув из печки, но стоит его выключить — запотевает сразу. Поэтому мне проще минут 10 поехать с открытыми окнами.
Если есть кондиционер, то нужно включить его и проблема с запотеванием исчезнет. В холодную погоду отрегулировать охлаждение и печку до нужного комфорта
Есть ещё один способ. Не употреблять алкоголь с вечера.) Раньше гаишники так проверяли. Сажают тебя в машину и беседуют не спеша. А сами на стёкла смотрят.
А бывает так, что невозможно определить почему окна потеют. У меня всегда и зимой и летом потело водительское окно и лобовое внизу. С чем это связано я понял только через год. У меня оказывается была какая-то дырочка, которая пропускала воду, и из-за этого была повышенная влажность.
Помогало только включать печку на максимум обдува, но становилось очень жарко.
Чтобы стёкла не запотели приоткройте немного стекло с водительской стороны, примерно сантиметра на 1,5-2,0, а также откройте заслонку регулирующую подачу в салон воздушного потока, ну и конечно пить алкоголь в автомобиле не следует, делайте это дома.
Советы в основном для автоЛЮБИТЕЛЕЙ. А как быть водителю троллейбуса/автобуса, которому приходится возить толпы пассажиров различной степени сухости и трезвости? При том, что в машине нет никаких кондиционеров и салонных фильтров.
Включенная печка — не вариант, с ней жарко, не каждый это вытерпит.
Если включить печку и открыть форточку — заранее запасайся вазелином, ибо начальство не дремлет.
Как правило, окна потеют в холодное время при запуке двигателя, когда мы садимся в холодную машину, запускаем двигатель и ждем, пока он прогреется. При этом в салоне, выдыхаем воздух с водяным паром, с поверхности кожи испаряется пот, который тут же конденсируется на холодные поверхности, в том числе и стекла. Таким образом, мы сперва сами создаем конденсат на окнах, а потом ждем, пока печкой нагреется воздух, который выдувается на стекла и испарит его. Тратим лишнее время и бензин на это. Я уже долгое время, перед запуком двигателя, просто просовываюсь в салон, даже не закрываю дверь, запускаю двигатель, закрываю дверь и никого в машину не пускаю. Сам тоже не сажусь, пока двигатель не прогреется. В это время время можно покурить, смести снег с машины, простистить дорожки от снега и т.д. После этого включаю отопитель стекла, который обдувает лобовое стекло уже теплым воздухом и конденсат на стекле не оседает. А перед те, как покинуть автомобиль на долгое время, на ночь например, открываю на пару миллиметров стекла, чтобы пар с теплом салоне, мог испаряться и не оседал на стеклах. Эти процедуры избавили меня от проблемы запотевших стекол.