В практике водителей встречаются ситуации, когда автомобиль начинает «тупить». При этом одновременно могут плавать обороты, двигатель начинает заметно троить. Опытные автолюбители со стажем управления Жигулей знают, что такая проблема раньше была связана с пропусками зажигания в цилиндрах.
В современных автомобилях перечисленные неисправности могут быть следствием многих факторов, поэтому о возможности пропусков зажигания многие подзабыли или не знают вообще.
Что понимать под пропуском зажигания или воспламенения
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания основывается на воспламенении рабочей смеси в цилиндре. При этом создается высокое давление, выделяется большая энергия, которая толкает поршень, который в свою очередь приводит во вращательно-поступательное движение кривошипно-шатунный механизм.
В бензиновых двигателях смесь воспламеняется за счет поджига искрой свечи зажигания в момент близкий к достижению максимальной компрессии. В дизельном двигателе происходит самовоспламенение смеси при высоком давлении в цилиндре в момент сжатия.
Пропуск зажигания в бензиновых и дизельных ДВС – есть момент отсутствия воспламенения в одном или нескольких цилиндрах в требуемые моменты. Пропуски бывают:
- однократные;
- многократные;
- постоянные.
Даже однократный пропуск зажигания опасен для двигателя. Дело в том, что в следующий цикл воспламенения остатки несгоревшего в предыдущем цикле топлива создают неправильное отношение топливо/воздух. К неисправности двигателя в целом это не приводит. Но при воспламенении некорректной смеси будет образовываться дополнительный нагар, свечи будут загрязняться, что более увеличит вероятность пропусков зажигания в последующем, увеличит износ двигателя.
Видео — пропуски воспламенения в цилиндре двигателя Nissan Altima:
Основные признаки
Основными признаками возможных пропусков зажигания являются:
- потеря приемистости, крутящего момента двигателя;
- троение силового агрегата;
- изменение цвета выхлопных газов, запах несгоревшего топлива в выхлопной трубе;
- проблемы с запуском двигателя, как на холодную, так и на горячую;
- увеличение расхода топлива;
- индикация «check engine» на приборной панели;
- неравномерные холостые обороты.
Если в двигателе шесть и более цилиндров, тогда обнаружить момент пропуска зажигания крайне затруднительно. В этом случае обычно контролируют состояние свечей зажигания. Если они «мокрые», скорее всего, пропуски зажигания присутствуют.
Видео — одна из частых причин пропуска зажигания на Рено Логан:
Причины пропусков воспламенения в цилиндрах
Основными причинами пропусков зажигания являются:
- износ свечей зажигания или накала (в дизельных двигателях);
- уменьшение компрессии в цилиндрах;
- неправильная регулировка угла зажигания;
- пробой индивидуальных, сдвоенных катушек зажигания;
- износ или загрязнение датчиков коленвала, распредвала;
- формирование неправильного соотношения топливо/воздух в результате неправильной работы датчиков массового расхода топлива, температуры, кислорода (лямбда-зондов);
- ошибки в системе управления двигателем;
- неисправности электрооборудования;
- засорения катализатора;
- пробой высоковольтных проводов;
- неправильная работа форсунок;
- нарушение давления в рампе;
- неисправность топливных насосов низкого или высокого давления.
Видео — поиск причины пропусков зажигания на ВАЗ (Калина, 2109, 2110, 2114, 2115):
Диагностика: ошибка P0300, P0301, P0302, P0304 и т.д.
На большинстве современных автомобилей самым простым и наглядным способом диагностики пропусков зажигания является компьютерная диагностика в режиме OBD II. Она показывает соответствующие коды ошибок, которые можно расшифровать:
Ошибка | Расшифровка |
P0300 | Обнаружены случайные/множественные пропуски зажигания |
P0301 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №1 |
P0302 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №2 |
P0303 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №3 |
P0304 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №4 |
P0305 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №5 |
P0306 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №6 |
P0307 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №7 |
P0308 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №8 |
P0309 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №9 |
P0310 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №10 |
P0311 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №11 |
P0312 | Обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №12 |
Расшифровка кодов ошибок:
P03ХХ — обнаружены пропуски зажигания в цилиндре №ХХ (если ХХ=00, то сканер не может точно определить цилиндр).
РО2ХХ — коды такого вида информируют о проблемах с форсунками (ХХ — номер цилиндра, в котором обнаружены проблемы с работой форсунки).
РО400 — ошибки по системе рециркуляции отработанных газов.
Однако это не дает никаких сведений о причинах неисправности. Для определения причин следует руководствоваться сообщениями о других ошибках в системе управления двигателя. Например, если показало ошибку пропусков зажигания во 2-м цилиндре и одновременно неисправность или обрыв в цепи 2-й катушки зажигания, то причина пропусков именно в ней. Если же, например, есть пропуск зажигания в 3-м цилиндре плюс ошибка датчика температуры ОЖ, не факт, что причина пропусков заключается в этом датчике. В любом случае, без компьютерной диагностики сделать точный анализ неисправности сложно.
Как определить пропуски зажигания, если автомобиль не диагностируется
В таком случае обычно производят диагностику в два этапа.
Этап 1. Определяют цилиндр, в котором есть пропуски воспламенения горючей смеси.
Для этого последовательно отключают либо зажигание, либо подачу топлива в цилиндры. Сначала в 1-й, затем подключают первый, отключают 2-й и так далее. Если при отключении подачи топлива или зажигания характер работы двигателя изменился, значит, этот цилиндр работает нормально, пропусков в нем нет. Если после отключения цилиндра, двигатель работает по-прежнему, значит, в этом цилиндре кроется неисправность. Зажигание можно отключить, сняв высоковольтный провод или разъем с индивидуальной катушки. Подача топлива прекращается при отключении форсунки или глушении топливопровода.
Этап 2. На этом этапе выполняют поиск причины пропуска зажигания.
Проверяют свечи, форсунки, высоковольтные провода, индивидуальные катушки. Во время проверки их можно менять местами с соседними исправными или «подбрасывать» на их место заведомо исправные. Для контроля исправности датчика массового расхода воздуха его разъем можно отключить. Здесь требуется опыт и смекалка.
Очень часто в дизельных двигателях причиной пропусков зажигания является нарушение компрессии. Для бензиновых движков достаточна компрессия от семи атмосфер, чтобы он работал без сбоев. В дизельных двигателях требуется компрессия от 20-ти и более. Для выполнения проверки компрессии требуется специальное оборудование – компрессометр.
Безопасность работ
При выполнении работ по устранению пропусков зажигания не следует забывать про основные правила безопасности:
- нельзя производить запуск двигателя при открытом цилиндре (снятой свече зажигания);
- при измерении компрессии необходимо отключить систему зажигания;
- если на двигатель попал бензин или дизтопливо, следует протереть это место сухой ветошью, дождаться полного высыхания.
Не смотря на то, что цена вездехода ШЕРП достаточно велика, спрос на него остается достаточно высоким.
Рекомендуем прочитать статью про то, как работает датчик дождя на автомобиле и других нюансах.
Как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле https://voditeliauto.ru/sovety-voditelej/kak-pravilno-polzovatsya-kondicionerom-v-avtomobile.html летом и зимой.
Видео — как избавиться от пропусков зажигания в двигателе (бюджетная реанимация):
Проблемы с холостым ходом были давно, да и двигатель троит. Обратился в сервис, мастер посоветовал сменить свечи. В результате поменяли и все провода. Лучше не стало.
О пропусках зажигания я не то что не подумал, даже ни разу об этом не слышал! Хотя всё описанное выше до боли подходит именно к тому, что у меня происходит. И с запуском, и с подтупливанием движка.
С пропусками зажигания сталкивалось большинство водителей, но не всегда предавали этому значение, а зря. Я впервые столкнулся с этим еще в лохматые 90-е годы. Тогда у меня была «восьмерка» — ВАЗ 2108. Так вот в ней наиболее частой причиной пропуска зажигания, являлся коммутатор. В то время довольно дефицитная вещь и наиболее часто, выходящая из строя. Причиной сбоев являлся выходной транзистор, который от перегрева, часто искажал импульсы, что и приводило к пропускам зажигания. Тогда это приводило к выходу из строя свечей и катушки зажигания, что экономически не так страшно. С появлением современных автомобилей проблема стала, более дорогостоящей. В 2009 году купил себе Ниву Шевроле, для рыбалки, дачи и охоты не заменима. Вот тут я и столкнулся снова с пропусками зажигания. На четырех цилиндрах их заметить не сложно. Первое время не придал значения, но когда стало доставать поехал в сервис. Вердикт мастера — вышел из строя модуль зажигания (это тот же коммутатор, что и на восьмерках, только современный). Прибор новый, а проблемы те же, из-за перегрева выдает не правильное чередование импульсов, управляющих искрообразованием. Его конечно мне заменили, но после выезда из сервиса, появился звук резонанса, вышел из строя катализатор, причина пропуск зажигания и попадание паров бензина в катализатор, а это уже другие деньги.
Я на жигулях измерял компрессию в цилиндрах с помощью компрессометра, снимал высоковольтные свечные провода, выкручивал свечу, к свечному отверстию прижимал наконечник компрессометра, далее помощник крутил стартер, и так четыре раза. Пришлось тогда компрессионные кольца менять, ибо, разность давления в цилиндрах оказалась существенной.
У меня в УАЗе частенько выскакивает ошибка Р0300. Думала, это как-то связано с тем, что у меня ГБО. Мастера на СТО ничего сделать не смогли, но предупредили, что у меня компрессия на цилиндрах 10-13-13-10. Говорят, ездить ещё можно, но следить надо, если разрыв увеличится, капиталить двигатель. Как думаете, может ли разница компрессии в цилиндарх влиять на пропуски зажигания?
На фольксвагене Б3 у меня был случай пропуска зажигания, который я искал месяца 2. При движении под гору на 5-й передаче ощущались толчки, как будто прекращалась подача топлива в двигатель. Иногда при сбросе газа двигатель начинал работать с перебоями и глох в самый неподходящий момент. Что только не перепробовал. Причина оказалась очень банальной. Сдох аккумулятор. Заряда ему не хватало и он периодически умирал на малых оборотах на короткое время со всеми вытекающими последствия. Мне бы сразу обратить внимание на интенсивное окисление минусовой клеммы. После замены аккумулятора на новый все проблемы исчезли. Следите за состоянием аккумулятора!