У отечественных автолюбителей начало зимы ассоциируется не только с первым снегом, наступлением морозов, но и с суматохой, неизменно сопутствующей подготовке транспортного средства к эксплуатации в холодное время года.
Надежность машины при преодолении километров заснеженной дороги, либо при езде в гололед во многом зависит от используемых шин. Само собой, водитель может «не переобувать» автомобиль и всю зиму прокататься на летней резине, рискуя не только своей машиной, но и жизнью, а также представляя серьезную опасность для остальных участников дорожного движения.
Опытным автовладельцам известно, что различные модели зимних покрышек абсолютно по-разному ведут себя в той или иной ситуации. Поэтому выбрать комплект резины для использования в холодное время года порой бывает весьма непросто. Следует рассматривать грузовые шины и шины для легковых автомобилей. Выбирая зимнюю резину, следует учитывать погодные условия, присущие вашему региону.
Таким образом, нельзя утверждать, что одни зимние шины наверняка гораздо лучше, чем другие. Тем не менее, при выборе «зимней обуви» для автотранспорта следует принимать во внимание ряд общих рекомендаций.
Кто-то может сказать, что замена летних шин на зимние нецелесообразна, если дороги регулярно чистятся и подвергаются обработке специальными противоледными реагентами. С этим утверждением сложно согласиться, ведь современные модели зимних покрышек, при изготовлении которых реализуются особые технологии нанесения элементов рисунка протектора, обеспечивают отличную управляемость не только при движении по снежному покрову и в гололед, но и на мокрой зимней дороге.
Благодаря более мягкому составу резины (если сравнивать с летними покрышками) зимние шины демонстрируют лучшие характеристики при применении в мороз. Например, тормозной путь автомобиля, движущегося на зимних шинах, окажется меньше, чем в случае с летними покрышками.
Прежде всего, покупателю приходится выбирать между шипованными и нешипованными покрышками. Основная функция шипов противоскольжения заключается в оптимизации свойств шины при движении по дороге, покрытой снегом или ледяной коркой. В условиях гололеда шипы обеспечивают повышение коэффициента сцепления колес с дорогой.
Разумеется, чем больше количество шипов на шине, тем лучше будет ряд характеристик автомобиля (сокращение тормозного пути, уменьшение вероятности пробуксовки). С целью достижения максимальной эффективности шипы, как правило, размещают не на одной линии, а по всей поверхности покрышки.
Ни для кого не секрет, что шипы наносят непоправимый вред дорожному покрытию. Именно поэтому их использование запрещено во многих европейских странах. Тем не менее, покрышки этого типа нашли широкое применение в России и странах Скандинавского полуострова, ибо для этих государств характерны весьма продолжительные и суровые зимы.
Надежность шипованной резины напрямую зависит от манеры вождения. Отдельные автолюбители умудряются всего лишь за один сезон сточить шипы вместе с резиной, однако в большинстве случаев при соблюдении правил эксплуатации зимние шины служат верой и правдой в течение 2-3 сезонов (или порядка 30000 километров пробега).
При движении по глубокому снегу управляемость транспортного средства будет зависеть не только от наличия (или отсутствия) шипов, но и от рисунка протектора. Установлено, что наибольшую эффективность в данной ситуации показывают зимние шины с большим количеством имеющих прямоугольную форму шашечек, которые располагаются в шахматном порядке. Свою роль играет и глубина рисунка протектора. Этот показатель у большинства разновидностей зимних шин находится в диапазоне от девяти до десяти миллиметров.
Непосредственное влияние на сцепление с дорожным покрытием оказывает наличие специальных мелких полосок на протекторе, называемых ламелями. Ламелизованная шина (в народе ее именуют не иначе, как «липучка») своими свойствами и внешнем видом напоминает шипованную покрышку. Главное ее отличие заключается в отсутствии шипов и большей ламелизации протектора. В итоге коэффициент сцепления повышается за счет защемления ламелями покрытия дороги. Такая резина наносит минимум ущерба дорожному покрытию, характеризуется неплохим сцеплением при езде по сухому асфальту, но значительно проигрывает шипованным шинам при движении по укатанному снегу и в гололед.
Покупателям, остановившим свой выбор на ламелизованных шинах, стоит посоветовать избегать резких ускорений, торможений и изменений траектории движения как в период обкатки шин, так и в дальнейшем. В процессе пробега первых двухсот-пятисот километров осуществляется обкатка шины, при которой происходит заточка ламелей в соответствии с направлением движения. При последующих установках данного комплекта следует неукоснительно соблюдать выбранное изначально направление вращения шин.
Так называемый «бюджетный» вариант – всесезонные шины, разработанные специально для круглогодичного использования. Они существенно проигрывают по ряду параметров в теплое время года – летним покрышкам, а в зимний период – полноценной зимней резине. Таким покрышкам присущ сравнительно небольшой ресурс (порядка 60-70 процентов ресурса качественных сезонных шин).
На улицах вашего города большую часть зимы лежит мокрый снег (либо вообще отсутствует) – стоит подумать о покупке зимних покрышек без шипов. В первую очередь, шипованная резина будет не слишком эффективна при разгонах и торможениях на асфальте. Кроме того, наличие шипов обуславливает уменьшение пятна контакта колеса с дорожным покрытием, следствием чего становится снижение коэффициента сцепления. А это, в свою очередь, приводит к ухудшению управляемости. К тому же, при движении по асфальту шипованная резина становится дополнительным источником шумового эффекта.
Если вам регулярно приходится передвигаться по мокрому снегу, то лучше остановить выбор на резине с направленным рисунком протектора (напоминает рисунок на летних дождевых покрышках), способствующим удалению слякоти из-под колес.
Размеры зимних покрышек (как, собственно говоря, и летних) нужно выбирать из значений, рекомендованных производителем автомобиля. Более широкие шины обеспечивают увеличение пятна контакта с покрытием дороги, однако изменяющееся распределение массы машины будет приводить к уменьшению сцепления шин с асфальтовым покрытием. Если требуемый размер отсутствует, то лучше купить покрышки с немного меньшей шириной, но большей высотой профиля.
Наиболее авторитетными производителями зимних шин являются компании «Michelin», «Goodyear», «Continental», «Nokian», «Gislaved», «Bridgestone». Эти покрышки отличаются высоким качеством и надежностью, но и стоят они недешево. Шины этих производителей чаще всего одерживают победы в тестах зимних покрышек.
Ко второй категории можно отнести таких производителей шин, как «Kleber», «Yokohama», «Firestone», «Toyo», «Fulda» и т.п. Такой резиной обычно комплектуют машины на первичном монтаже. Перечисленные компании, затрачивая меньше финансов на рекламу, предлагают потребителям достойное качество. Стоимость этих шин меньше, нежели в случае с производителями первой категории.
В России большой популярностью пользуются шины третьей категории, выпускаемые под марками «Кама», «Ярославль», «Таганка», «Fortio», «Медведь» и др. Их востребованность обусловлена главным образом довольно низкой ценой. Если верить статистике, около 80 процентов шин, реализуемых на территории РФ, выпущено именно этими производителями.
Зимняя резина не утрачивает свои эксплуатационные характеристики при температуре воздуха порядка +5-7 градусов. Поэтому большинство наших соотечественников — автовладельцев отправляется на шиномонтаж приблизительно в середине октября.
«Переобувка» автомобилей только после первого обильного снегопада и образования гололеда нередко приводит к существенному увеличению числа ДТП еще до начала календарной зимы.
Некоторые водители, желая сэкономить, устанавливают настоящую зимнюю резину лишь на ведущие колеса. Подобное решение обычно оказывает не самое лучшее влияние на поведение автомобиля. В данной ситуации при торможении задние колеса транспортного средства с передним приводом могут пойти юзом. Именно поэтому лучше один раз потратиться и сразу приобрести полный комплект зимних покрышек. Это позволит вашей машине гораздо увереннее держаться на дороге и облегчит процесс управления.
Если вы еще не знаете, то почитайте статью о нескольких способах проверки задолженности по штрафам ГИБДД. Лучше соблюдать ПДД и не иметь таких долгов!
Какие изменения в ПДД в части использования автомобильных шин действуют с 1 января 2015 года говориться в этой статье. Там же рассказано о новых требованиях к летней и зимней резине.
О последних правилах регистрации автомобилей в ГИБДД — https://voditeliauto.ru/novosti/novye-pravila-registracii-avtomobilej-s-15-oktyabrya-2013-goda.html
Для себя вопрос решил так: — Переобувать машину или не переобувать на зимний сезон в средней полосе? — однозначно переобувать. Шипованная или нешипованная резина? — однозначно шипованная. Но часто приходится ездить по голому асфальту. Для уменьшения потери шипов беру резину «Gislaved» — откатывает без проблем четыре сезона и более и потом еще и продаю без проблем как б/у.
Я живу на юге, зимой снега бывают редко, больше такой противны гололед тоненький и очень скользкий. Шиповка железная на нем как корова на льду, да и стирается быстро, а всесезонка тоже не вариант. На прошлую зиму брала Тойо микрошип. Вот что для южной зимы идеальный вариант. Дорогу цепляет великолепно, тормозит четко и два сезона отъездить можно без проблем.
Я живу за границей и тут вопрос переобувать машину или нет даже не встает. По закону все автомобили должны к определенному числу иметь переобутые машины. Иначе вам просто дадут штраф. Колеса с шипами запрещены. В общем, остается только выбрать тип колес. Я пользуюсь Nokian и очень довольна качеством этих шин.