Водители со стажем помнят «лихие 90-е», когда оставить машину под окном без присмотра было крайне опасно. Одно из наиболее распространенных противоправных действий в то время была кража колес, которые можно было потом легко продать в условиях тотального дефицита.
Именно тогда на авторынках появились оригинальные способы борьбы с такими кражами — секретки на колеса. Они представляли собой болты или гайки с нестандартным профилем ключа для их отвинчивания.
Обычно они были изготовлены кустарным методом в небольших отечественных мастерских. Позже «челночники» поставляли в продажу китайские и турецкие версии более высокого качества и степеней защиты.
Некоторое время актуальность случаев установки секреток уменьшилась: люди стали богаче, рынок насытился покрышками и дисками, в том числе, и б/у-шными, стоимость краденых колес уменьшилась, а ответственность за преступление увеличилась.
Но нельзя сказать, что кражи колес прекратились совсем. Обычно колеса воруют с автомобилей среднего класса. Колеса и диски на них неплохие, а машины обычно оставляются на ночь возле подъезда. Есть случаи и дерзкого воровства с автомобилей премиум-класса.
Видео — как могут быстро снять секретку с колеса без ключа:
Профессионалы могут демонтировать все четыре колеса за пару минут, если хозяин или водитель отлучились в офис или магазин. В этих случаях эффективны секретки на колеса.
Не факт, что секретки на 100 процентов спасут от кражи. Есть много методов их взлома, не будем сейчас о них распространяться. Но уже одним своим присутствием они покажут, что с колесами придется повозиться и злоумышленники с большой степенью вероятности выберут другой объект преступления.
Виды
Основные виды секреток на колеса:
С фигурным профилем
В таких секретках головка представляет сложную асимметричную геометрическую фигуру с кривыми линиями, затрудняющими демонтаж болта с помощью обычных инструментов методом зацепления за острые грани. От сложности такой геометрической конфигурации напрямую зависит степень защиты секретки.
Асимметричный многоугольник
Распространенный тип накидных и шлицевых секреток. Чем больше количество граней, разность их длины и асимметрия, тем более высокую защиту имеет секретка при нештатном откручивании.
Дырчатый профиль
Такие секретки имеют более высокую степень защиты. При их производстве используются станки с числовым программным управлением. Профиль, расположение и рельеф отверстий, создаваемый при программировании болтов-защиток и соответствующих им ключей, может быть уникальным на 100 процентов, то есть, в принципе, не иметь пары. Однако, при утере ключа, такие секретки создают наибольшие проблемы. Кроме этого, секретки с дырчатым профилем легко забиваются грязью в процессе эксплуатации. При демонтаже колеса их надо обязательно чистить.
Заводы-изготовители секреток (если это, конечно, не кустарные мастерские) при производстве используют высокопрочные материалы для изготовления болтов и ключей. Механические нагрузки на шлицы и грани секреток значительно превышают нагрузки на стандартные шестигранные поверхности.
В случае, если происходит разрушение шлицев, секретки приходят в негодность. При этом возникают серьезные проблемы при демонтаже колеса. Особенно опасно, когда такие происшествия происходят во время длительного путешествия.
Поэтому многие водители, отправляясь в дальнюю дорогу, заменяют секретки на обычные штатные болты.
Маркировка
Солидные производители разработали код-маркировку на производимые секретки с целью упрощения подбора болтов и гаек при покупке и в случае потери головки-ключа.
Типовая маркировка обычно содержит шесть цифр и буквы.
Первая цифра обозначает серию секретов, типовое исполнение ключа.
Вторая цифра – обозначение типа посадки болта в гнездо установленного диска (обычно 7 – коническая 60-градусная посадка, 8 – сферическая).
Третья цифра – вид резьбового соединения, главная характеристика при подборе секретки.
- цифра 2 — резьба 12х1,25;
- цифра 4 — резьба 14х1,5;
- цифра 5 — резьба 12х1,5;
- цифра 6 — резьба 12х1,75;
- цифра 7 — резьба 14х1,75.
В некоторых случаях секретки имеют другую маркировку, поэтому во время покупки лучше снять один из болтов (или гаек) и показать продавцу, если вы приобретаете секретку в магазине или на авторынке. Если покупка осуществляется в интернет-магазине, внимательно ознакомьтесь с параметрами секретки.
Последние три цифры – длина резьбы секретки в дюймах, то есть, если стоит 120, то необходимо умножить 1,20 на 25,4 мм. Длина резьбы получится около 30,5 миллиметров.
Буквы обозначают:
Х – внешнее зацепление головки ключа с защитным вращающимся кольцом;
ЕМ – внутренний способ закрепления с защитным вращающимся кольцом;
КК – внутренний способ без кольца;
SM – секретка для небольших отверстий на диске;
SX – секретка типа Х высотой 23 мм;
SL – подстраиваемая по посадке секретка.
Например, обозначение секретки 374110ЕМ означает секретку с внутренним способом зацепления головки ключа и внешним антивандальным ключом длиной 28 миллиметров, резьбой 14* 1,5 миллиметра, внешним типом ключа и коническим гнездом в автомобильном диске.
Правила монтажа-демонтажа
- Во время установки колеса секретка закручивается в последнюю очередь. Смысл: если надежно зажаты остальные болты, то нет возможности ослабить натяжение секретки еще большим зажатием других болтов при краже.
- Во время демонтажа колеса секретка откручивается первой, в таком случае на ее снятие потребуется меньшее усилие.
- Усилие при затягивании болта секретки не должно превышать 50 – 70 ньютонов (около 5 – 7 кг).
- Не рекомендуется зажимать секретки болтовертом, он может разбить секретные зоны.
- При откручивании болтов-секреток нежелательно использовать удлинители и разнообразные рычаги для увеличения нагрузки.
Видео — как можно открутить сорванную секретку:
Если потерял секретку от колеса — что делать в этом случае?
Пытаться найти замену
В случае потери ключа в первую очередь следует обратиться к продавцу или дилеру, у которого такие секретки приобретались. Возможно, у него остались в продаже аналогичные, либо он сможет подсказать — где и на каком складе такие же имеются у партнеров. Лучше потратить некоторое время на поиск аналогов ключа, чем пытаться открутить нештатными инструментами.
Использовать гаражные варианты
Если заломана секретная зона болта, то иного пути, как пытаться с помощью оригинальных методов его зацепить и открутить, не остается. Проще это сделать, когда секретка имеет многоугольную структуру: есть за что зацепиться.
При этом можно использовать зубила, отвертки, любой зажимной инструмент, то есть, применить максимум смекалки и инженерного мышления.
Если результатом ваших действий будет полностью «слизанная» поверхность, существуют другие крайние варианты.
Высверливание
Видео — как снять секретку с защитным кольцом:
Использование сварки
К секретке осторожно приваривается удлинитель и после остывания деталей предпринимаются попытки по выкручиванию элементов.
Видео — как снять секретку с колеса при помощи сварки:
Какие секретки на колеса лучше выбирать для своего автомобиля
При выборе следует обратить внимание:
- на материал стали из которой они изготовлены;
- на оригинальность кодового рисунка, наличие на них рельефности;
- секретка с подвижным защитным кольцом намного надежнее;
- наличие оригинальных дополнительных степеней защиты от производителя увеличивает степень защиты;
- некоторые производители включают в комплект два ключа, один из них можно хранить в гараже — так надежнее;
- еще большую надежность защиты обеспечивают наборы с секретками разной конфигурации: обычно колесо без пары не воруют.
Смотрите как и где посмотреть за что штраф по номеру постановления ГИБДД в сети интернет.
Что следует делать в первую очередь, если свистит ремень генератора.
Датчик холостого хода https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/regulyator-xolostogo-xoda-rxx.html — что это такое и где он находится.
Видео — секретки на колеса:
Дааа…было дело прошлой весной. Одна секретка не поддавалась никак. Куда-то ехать уже было не вариант. Отделался легко. Получилось вбить головку меньшего размера и всё-таки сдёрнуть её
Завел секретки — будь начеку)) Это весной брат поехал переобуваться, болты закисли так, что все закончилось именно привариванием головки и срыванием вот таким методом. Времени потратил кучу, ну и заплатил, конечно. Отсюда вывод: периодически ослаблять и вновь закручивать хотя бы секретки, иначе после полугода езды можно их вообще не открутить без спецмер.
Выкрутить секретку — дело нехитрое, ибо ухватиться есть за что. У меня была весёлая ситуация: болт отломился заподлицо с диском. Я долго прыгал с бубном вокруг машины, в итоге помог опытный друг — всего лишь подсказал снять тормозной диск, после чего наружу стало торчать 3-4 мм болта, и мне удалось ухватиться за этот обломок и выкрутить его.))