На протяжении всей истории автомобилестроения важным отличительным элементом автомобиля был его логотип, который идентифицировался с конкретной автомобильной маркой. Первые значки автомобилей появились практически сразу с первыми «самобеглыми колясками», а наиболее старым и сохранившимся до наших дней является, конечно же, логотип компании Ford.
Собственно говоря, с машин данной марки, как известно, началась всеобщая автомобилизация. И именно по этой причине Генри Фордом было решено отмечать выпускаемые автомобили «Т» знаком с названием фирмы, которое написано прописными буквами с доминантой буквы «F».
Правда, первые «фордовские» логотипы были выполнены из металла, и на них отсутствовал синий фон, который имеется у современных значков. Нынешний образ значок обрел лишь в 60-х годах ХХ века, когда начал выполняться из пластика взамен металла.
Стоит отметить, что значки автомобилей в начале ХХ века не обязательно были принадлежностью конкретной марки, а могли выполняться по индивидуальному заказу владельца, включая в него свой родовой герб, либо иные элементы.
В дальнейшем многие из подобных штучных шедевров стали официальными логотипами торговых марок. В частности, так произошло со значком автомобилей Cadillac и, пожалуй, самым знаменитым фирменным логотипом «дух экстаза» в виде статуэтки на радиаторной решетке Rolls Royse.
Исторический аспект просматривается у многих значков автомобилей самых разных компаний. При этом происхождение их может быть весьма различным и связанным с совершенно, на первый взгляд, не относящимися к данной марке вещами. Процесс появления логотипов при этом очень легко проследить на основе наиболее популярных автомобилей на нашем рынке.
BMW
Баварский автомобильный концерн известен на весь мир, а отличительной чертой выпускаемых им автомобилей является бело-голубой кругляш в черной окантовке. При этом данный символ успеха крайне редко ассоциируется в умах покупателей с символом, легшим в его основу – авиационным пропеллером.
Дело в том, что первоначально компания Bayerisch Motoren Werke специализировалась на строительстве авиационных двигателей. Однако после окончания Первой Мировой войны немецкая компания вынужденно перешла на выпуск легких мотоколясок, поскольку Германии было запрещено производство самолетов, оснащенных ДВС.
В дальнейшем, во времена Второй Мировой войны и позднее, компания прочно закрепилась на рынке как автопроизводитель, но об авиационных корнях до сих пор напоминает значок автомобиля BMW.
AUDI
История знаменитого значка автомобиля из «четырех колец» не менее увлекательна и интересна. Компания ведет свою историю с тех пор, как в 1899 году автомобильный инженер Хорьх создал компанию Horch & Со, которая в течение ближайших десяти лет быстро стала одной из уважаемых автомобильных марок.
Однако в 1909 году Хорьхом был разработан новый шестицилиндровый силовой агрегат, который оказался провальным для рынка. В связи с этим компаньоны решили избавиться от Хорьха, и он основал собственную компанию, которая носила название просто Horch.
В виду того, что данная торговая марка уже была зарегистрирована, суд обязал изобретателя переименовать его детище. При этом слово Horch в переводе с немецкого означало «слушать», и инженер решил применить его латинское написание. Именно так и появилась на свет марка Audi.
При этом своего логотипа компания еще не имела, и к 1932 году оказалась на грани серьезных финансовых трудностей. От разорения фирму спасло объединение вместе с тремя другими автомобильными компаниями в корпорацию Auto Union. С тех пор появился и значок автомобиля, состоящий из четырех сплетенных колец – символ единства четырех компаний.
MERCEDES—BENZ
Компания Mercedes-Benz в качестве фирменного логотипа и значка автомобиля решила взять заключенную в круг трехлучевую звезду как символ недостижимости и высоты качества марки.
При этом надпись рядом со звездой «Benz» обозначала автомобильную марку. С 2007 года звезда была принята основным логотипом данной марки. Во многом данное решение было принято в виду того, что популярность получили версии автомобилей от тюнингового ателье AMG, на которых символом являлась крупная трехлучевая звезда, переместившаяся на радиаторную решетку.
Теперь при вертикальном размещении стоящая вертикально звезда опирается на металлическую плашку с лавровым венком и надписью «Benz». Такое визуальное различие сделано для того, чтобы возвысить звезду, которая, по мнению маркетологов компании, должна быть в вышине.
CITROEN
Пожалуй, наиболее нестандартным является происхождение значка автомобилей именно этой французской компании. За все время существования марки «два шеврона» Citroen стали символом автомобилей неординарных форм и технических решений.
В частности, машины марки Citroen всегда отличались нетривиальными дизайнерскими решениями и снискали славу во всем мире. При этом очень мало кому известно, что основатель компании Андре Ситроен начинал свою карьеру… с выпуска зубчатых колес! И «два шеврона» логотипа обозначают, ни много, не мало, зубчатую передачу.
MAYBACH
Значок автомобилей компании Maybach, состоящий из сплетенной пары букв «М», еще с начала века стал символом автомобилей высочайшего технического уровня и роскоши. В нынешнем веке была предпринята попытка реинкарнировать забытую марку, однако проект недавно был признан убыточным и оказался закрыт.
При этом логотип, использовавшихся на «Майбахах» двадцать первого века, был полностью идентичен первоначальному. Многие исследователи по-разному расшифровывали сплетенные буквы «М».
Кто-то склонялся к версии, что они означают Maybach Manufakturen, поскольку сборка автомобилей осуществлялась по индивидуальному заказу вручную. Некоторые предполагали, что данные литеры означают Maybach Motorenbau. Однако исторически две «М», побольше и поменьше, символизировали первые буквы имен основателей компании – отца и сына Майбахов.
PORSCHE
Всемирно известный производитель элитных суперкаров ведет свою историю от гениального инженера Фердинанда Порше. За свою биографию он создал немало культовых автомобилей.
Отличился он и в военной истории, создавая танковые двигатели и разрабатывая непосредственно образцы военной техники, в том числе печально известные для нашего народа танки «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд».
При этом, выбирая логотип для своей компании, Фердинанд Порше не стал экспериментировать и взял в качестве значка автомобилей Porsche, производимых под его началом, герб родного для компании Porsche города – Штутгарта. Таким образом, данный логотип стал символом не только автопроизводителя, но и красноречивым свидетельством его месторасположения.
OPEL
Возникновение значка автомобилей компании Opel, который представляет собой молнию, пересекающую в горизонтальной плоскости кольцо, также весьма интересно. Первоначально автомобили данной марки вообще не имели значка, обозначаясь простой надписью.
Однако компания создала автомобиль Blitz (Молния), который оказался весьма популярным. Именно для того, чтобы выделить его среди иных моделей концерна, и был создан значок автомобиля со стилизованной молнией. Увидев успешность данного решения, маркетологи «Опеля» решили подарить этот значок автомобилям Opel, которые стали появляться в модельной гамме производителя с того памятного момента.
MAZDA
Символизм логотипа данной японской марки не совсем понятен с первого взгляда. Галочка, разместившаяся в овале, первоначально не порождает особых ассоциаций. Однако это стилизованное изображение представляет собой распростертые крылья, которые символизируют творческий полет устремлений, гибкость и изящество.
Собственно говоря, именно эти характеристики, показанные в значке автомобилей, и были всегда главным кредо автомобилей этой марки.
SUBARU
Эта компания начинала свою историю с судостроительной деятельности. Переключившись позднее на выпуск автомобилей, компания стала использовать значки автомобилей с шестью звездами на темно-синем фоне.
Его идея напрямую проистекает из названия компании, которое переводится на русский язык как «Плеяды». Звезды на логотипе и означают данное созвездие. В настоящее время торговая марка Subaru принадлежит концерну Fuji Heavy Industries, а значок автомобилей стал настоящим символом технического совершенства и раллийных побед, которых немало за спиной у данного автопроизводителя.
VOLVO
История появления логотипа компании Volvo заслуживает интереса. Само название фирмы произошло от латинского слова volvere, которое означает «катиться». В качестве же узнаваемого элемента основатели фирмы из компании SKF решили применить античный символ железа, который символизирует надежность, долговечность и высочайшее качество автомобилей.
Уже первый выпущенный в 1927 году автомобиль Volvo получил и горизонтальную полосу, которая пересекала радиатор и несла на себе значок автомобиля. Первоначально она несла в себе практическую нагрузку, являясь опорой для шильдика. Позднее же, оценив ее внешнюю самобытность, решено было применять полосу в роли дополнительного символа, выполняющего декоративную функцию.
CHRYSLER
Возникновение значка автомобилей Chrysler весьма необычно. Дело в том, что на логотипе изображена сургучовая печать с крыльями. История появления данного шильдика идет от самого основателя фирмы Уолтера Крайслера, который начал выпускать автомобили для почтовой службы Соединенных Штатов.
Собственно говоря, и логотип символизировал принадлежность к почтовой связи, а крылья символизировали быстроту, с которой автомобили могли доставлять корреспонденцию адресатам.
При этом параллельно в компании существовал еще один логотип – пятиконечная звезда Pentastar. Данное наименование широко использовалось в обозначении используемых Chrysler силовых агрегатов. На сегодняшний же день, после распада альянса Daimler Chrysler, «Пентастар» используется все более активно как символ пяти автомобильных марок, объединенных в стенах одного концерна.
TOYOTA
Значок автомобилей этой японской компании является одним из наиболее сложных в трактовании. Некоторые историки сходятся к тому, что он ведет свою историю от игольного ушка, ведь первоначальной сферой деятельности Toyota было производство и реализация прядильных машин.
Нередко логотип трактуется как символ глобальности охвата в виду сходства со стилизованным изображением земного шара, а также его меридиана и параллелей. При этом сама компания Toyota Motor Company предлагает потребителям трактовку значка автомобилей Toyota как сердца покупателя, продукта и безграничность возможностей фирмы.
LAMBORGHINI
История этой компании сама по себе интересна и заслуживает отдельного рассказа. Ведь первоначально фирма занималась созданием тракторов и, к слову говоря, до сих пор не изменяет данному роду деятельности. При этом буквально с первой модели Lamborghini 350GTV она ворвалась в мир спортивных автомобилей, прочно заняв нишу по производству самых быстрых и престижных в мире спорткаров.
По одной из легенд, производство спортивных автомобилей стало вынужденным ответом владельца компании Ферручино Ламборгини другому корифею автомобилестроения Энцо Феррари. Ферручино, являясь владельцем Ferrari 250GT, захотел встретиться с производителем автомобиля по поводу его недостатков, прибыв к нему в офис. Однако Энцо Феррари наотрез и в грубой форме отказался принять гостя. Уязвленный Ферручино после этого и решил создать спортивный автомобиль, который оставлял бы позади творения Феррари.
Значок автомобилей Lamborghini, разъяренный бык, при этом интерпретируют по-разному. Впрочем, оба толкования вполне сочетаются друг с другом и, вероятнее всего, вместе стали причиной его возникновения.
Так, с одной стороны, бык символизирует «агропромышленное» прошлое компании. С другой же стороны, бык был зодиакальным символом основателя фирмы Ферручино Ламборгини.
Нужно также отметить, что вообще тема быков и корриды для компании крайне актуальна, а большинство новинок получают свое название в честь наиболее известных победителей корриды. Gallardo, Murcielago – все эти имена носили быки, побеждавшие в разные годы и оставшиеся в народной памяти.
К слову, логотип конкурирующей компании Ferrari – гарцующий жеребец, имеет менее романтичную историю, являясь символом города Модены, где и налажен выпуск этих великолепных суперкаров.
ALFA ROMEO
Эта автомобильная марка ведет свою историю с начала ХХ века и прочно вошла в нее как производитель прекрасных спортивных автомобилей. Двойное название компании появилось в связи с тем, что в 1906 году в окрестностях Милана был создан завод, в планах которого было производство французских автомобилей.
Однако идея оказалась бесперспективной, и филиал был преобразован в A.L.F.A. Данная аббревиатура расшифровывалась как «Ломбардское акционерное общество по производству автомобилей».
Компания просуществовала пять лет, после чего перешла в собственность Николы Ромео, который и увековечил себя во второй половине названия. Значок автомобилей компании был составлен из двух частей.
На одной из них изображен красный крест на белом фоне, символизирующий флаг Миланского муниципалитета, который ведет свою историю еще со времен крестоносных походов. Правая же сторона логотипа несет на себе изображение пожирающего человека змея, который является гербом Висконти.
MITSUBISHI
Логотип данной компании нередко расшифровывается как «три бриллианта» а название переводится как «три ромба». Его происхождение также упирается в историю компании, которая появилась в 1870 году и занималась первоначально судостроением.
На сегодняшний день в компании имеется три отделения, которые занимаются авиастроением, автомобильной промышленностью и традиционным судостроением. Поэтому значки автомобилей Mitsubishi «Три бриллианта» и символизируют эти три направления деятельности.
PEUGEOT
Автомобили Peugeot нередко ассоциируются с представителями кошачьих благодаря мягкости повадок и характерному внешнему дизайну. Способствует этому и значок автомобиля в виде разъяренного гербового льва.
Это – символ города Белтфорда, где впервые началось производство модели Peugeot Lion. Созданный изначально, как и в случае с Opel, для обозначения конкретной модели, логотип плавно перешел на все автомобили марки.
GREAT WALL
Китайские автомобили сравнительно недавно стали выходить на мировой автомобильный рынок и появляться в России. При этом компания Great Wall является одним из лидеров рынка, предлагая наиболее качественные и технически совершенные автомобили.
Значки автомобилей компании полностью созвучны с ее названием – «Великая стена». На них — стилизованное изображения части Великой Китайской стены, что красноречиво говорит о Родине данной торговой марки.
***
Безусловно, охватить весь спектр выпускаемых авто и рассказать про значки автомобилей различных марок и их историю в рамках одной публикации практически невозможно. При этом каждый из них самобытен, уникален и несет свое историческое наследие.
Приведенные здесь значки автомобилей относятся лишь к наиболее распространенным маркам. При этом сама по себе история автомобильной промышленности весьма глубока и затрагивает множество аспектов. Но даже этих скупых данных достаточно, чтобы получить представление об историческом богатстве, которое легло в основу знакомых сейчас всем логотипов автопроизводителей.
О некоторых символах, например, компании Мерседес известно, наверно, каждому, а вот о других знаем не очень много, разве что если являемся поклонниками той или иной марки автомобиля, то начинаем интересоваться символикой и тем, что она обозначает. Познавательный пост, надеюсь, что последует продолжение.
Значки на автомобилях — это очень важная деталь автомобиля. Модификаций и моделей автомобилей сейчас такое огромное количество. Но значок на автомобиле всегда говорит о принадлежности к фирме-производителю. И глядя на значок, сразу можно получить представление о качестве, престижности и фирме-производителе автомобиля.
Честно говоря, я никогда не интересовался историей значков автомобилей. Мне всегда было достаточно того, что они существуют, потому что с их помощью действительно легче ориентироваться по марке авто. Как-то привык смотреть на автомобили и их возможности, а так есть якорь привязки функционала и марки.
Я и не думала, что у значков, есть история) У меня тайота, я все 5 лет!, что вожу свою машину думала, что значок обозначает быка или буйвола. Там же видно лицо и рога, а тут оказывается, что тут либо ушко иголки либо сердце. Вообще никогда бы не подумала. Никогда кстати в интернете не наталкивалась на такие статьи.
А почему здесь не нашлось места шильдикам отечественных автопроизводителей? Например, не все знают, что на шильдике ВАЗа не просто «парусник», а настоящая древнерусская ладья!
@Владимир,
напишите интересную для всех читателей статью о шильдике ВАЗа — с удовольствием её опубликуем! 😉