Как известно, форма легковых автомобилей с течением времени претерпевала серьезные изменения. На ее развитие оказывали влияние различные факторы: научные открытия, появление новых технологий, совершенствование производства. Трансформироваться форма автомобиля могла и под влиянием моды: так, именно ей авто второй половины 30-х гг. ХХ века, даже те, которые не имели мощного двигателя, обязаны своим длинным капотом.
Форма автомобиля: эволюция на протяжении столетия
С начала своего существования и до середины 20-х гг. прошлого века автомобили очертаниями напоминали кареты. В то время адекватная форма для нового средства передвижения еще не была разработана: как должны выглядеть «безлошадные» колесницы, изобретателям представить еще было сложно. Целенаправленно заниматься разработкой их внешнего вида начали лишь в 1926 году, когда в концерне General Motors специально для этого была создана дизайнерская группа. С того времени уже потребность в совершенствовании очертаний автомобиля, а не только их характеристик, нередко побуждала конструкторов к поиску новых решений.
Проследив, как менялась форма автомобиля с начала ХХ века и до наших дней, можно выделить характерные для каждого десятилетия тенденции автодизайна: 20-30-е годы – стиль Art Deco, далее – Streamline Modern (30-40-е гг.), футуризм и «космические мотивы» (50-е гг.), «клиновидный» кузов, навеянный очертаниями сверхзвуковых самолетов (60-е – нач. 70-х гг.), неоклассический стиль (70-е гг.). С середины 80-х гг. ХХ века форма автомобиля разрабатывается на основе так называемого «аэродинамического» дизайна, когда во главу угла ставится обтекаемость силуэта. Именно с этого времени острые, «рубленые» очертания кузова, свойственные предыдущим десятилетиям, окончательно уходят в прошлое.
Какая форма автомобиля предпочтительнее?
Наиболее распространенными на сегодняшний день формами кузова легковых автомобилей являются седан и хэтчбек. Отличительная особенность последнего – укороченный задний свес кузова. На рынке России сейчас лидируют седаны – так сложилось исторически, но хэтчбеки стремительно догоняют их по темпам продаж.
Седан – традиционный, наиболее распространенный тип легкового автомобиля с багажником, отделенным от салона, и двумя (иногда тремя) рядами сидений. Он выглядит солиднее и консервативнее хэтчбека, и пользуется большим спросом.
Из очевидных плюсов седана, в сравнении с хэтчбеком, можно отметить больший размер багажника и меньший объем салона, обеспечивающий его быстрый прогрев. Такая форма автомобиля имеет лучшие аэродинамические свойства, и его заднее стекло пачкается намного меньше. Он более представителен, чем хэтчбек: седаны доминировали на авторынке десятилетиями, и в обществе сложилось представление о владельце такого автомобиля, как о серьезном и обстоятельном человеке, приверженце традиционных ценностей. Именно седан позиционируется производителями в качестве семейного автомобиля наряду с так называемым «универсалом», удобным и вместительным.
Между тем, такая форма автомобиля имеет и свои минусы, – например, ограниченную возможность трансформации салона. Кроме того, седан аналогичного с хэтчбеком класса всегда будет стоить несколько дороже. Но эти недостатки искупаются солидным внешним видом и более комфортной ездой – вследствие особенностей конструкции седана его подвеска мягче, чем у хэтчбека.
По сравнению с ближайшим конкурентом, у хэтчбеков также есть ряд преимуществ: они более компактные и управляемые, более «шустрые» и маневренные. Кроме того, их салон имеет широкие возможности для трансформации: задние сидения можно снять, объединив его с багажником. Несмотря на то, что багажник седана изначально больше, в хэтчбек можно вместить более габаритные предметы – к примеру, детскую коляску или горный велосипед, которые в багажник седана однозначно не поместятся. Такие нюансы хороши для тех, кому приходится перевозить не только пассажиров, но и грузы. В то же время, вследствие объединения салона хэтчбека с багажником его труднее прогревать. Воздух в нем в холодную погоду моментально остывает, стоит лишь открыть багажный отсек, из которого, к тому же, в салон могут проникать пыль и посторонние запахи.
К недостаткам хэтчбеков можно отнести и более жесткую, в сравнении с седанами, подвеску: колеса у них разнесены по краям кузова. Однако все же многим такая форма автомобиля кажется предпочтительнее – из-за его спортивного, «дерзкого» внешнего вида.
Еще одна популярная форма кузова – универсал, своеобразный вариант седана (примеры – Toyota Corolla Fielder, Opel Astra Caravan). Салон в таких автомобилях объединен с багажным отделением, которое имеет намного больший, по сравнению с седаном, объем. Крыша универсала продлена до заднего габарита, доступ в багажник обеспечивает дополнительная дверь. Длина заднего свеса у универсала такая же, или длиннее, чем у базового седана. К его преимуществам можно отнести большое внутреннее полезное пространство, а к недостаткам – то, что его подвеска жестче, чем у седана и хэтчбека: это следствие большей грузоподъемности универсала.
Универсалы чаще всего сравнивают с внедорожниками, и здесь их достоинства очевидны. В большинстве своем они могут перевозить столько же, а иногда и больше груза, чем внедорожники. Вместе с тем, они дешевле в эксплуатации, стильнее и маневреннее. В их салоне с комфортом может разместиться семья из 4-5 человек, поэтому универсал – отличный выбор для тех, кто любит путешествовать вместе с семьей. Речь о спортивных универсалах здесь не идет: их эксплуатация, в сравнении с внедорожниками, обходится дороже.
Как видно из сказанного выше, кузов любой формы имеет и свои преимущества, и свои недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, следует в точности понимать, для каких целей вам необходим автомобиль, и чего именно вы от него ждете. Однозначно же ответить на вопрос о том, какая форма автомобиля лучше, невозможно: это определяется, скорее, не ее достоинствами, а личными предпочтениями автолюбителя.
Скорее всего не ошибусь, если скажу что почти все водители автомобилей с удовольствием бы прокатились с ветерком на ретро автомобиле, не смотря на то, что они очень уступают по комфорту современным авто.
Мне очень нравятся старые американские автомобили типа форд мустанг 1955 года. Было что-то уникальное в этих машинах, какое-то свое лицо, присущее определенным моделям. Сейчас автомобили стали более похожи, иногда их и не отличишь друг от друга, если значка нет. Серийное производство в массе лишило машины своего лица, я имею ввиду не дорогие бюджетные модели.
А мне ретро не так уж и нравится, так веха истории и не более. Я больше люблю современные авто и особенно джипы с литой основой, а не кроссоверы, которые позиционируются, как полноценный джип. Ретро это хорошее вложение капитала и не более.