Системой помощи при спуске оснащаются, в основном внедорожные автомобили, предназначенные для передвижения по пересеченной местности.
Она обеспечивает равномерное направленное движение при спуске на крутых склонах.
Немного теории
Система помощи при спуске построена на тех же принципах, что и система курсовой устойчивости. Обычно и конструктивно она объединена с блоком ESP (ABS).
Ее основное отличие от системы ESP в том, что при расчете усилий блокировки колес учитываются дополнительные физические параметры:
1. Сила тяжести.
При движении на ровной дороге (либо при небольшом уклоне) на динамику влияют инерционные характеристики, динамика мотора, тормозящие усилия колес, центробежное ускорение, коэффициент трения модели колесо-дорога.
В случае движения под сильный уклон в дело вступает сила тяжести. Она пропорциональна массе автомобиля и процентному углу наклона. На крутых склонах и большой массе авто эта сила имеет существенную величину.
Математически ее нельзя не учитывать при расчете усилий блокировки колес. Таким образом, активируя данную опцию, водитель запускает другую программу обработки сигнала системы ESP.
2. Момент опрокидывания автомобиля.
Внедорожники имеют большие клиренс и общую высоту автомобиля. Центр массы авто расположен на 30 – 50 сантиметров выше, чем у обычного легкового автомобиля.
Если расположить автомобиль поперечно крутому уклону, он может перевернуться. Если при этом машина еще имеет центробежное ускорение, вероятность «перевертыша» многократно увеличивается. Все эти моменты также должна учитывать рассматриваемая опция.
3. При движении на крутых скользких склонах уменьшается коэффициент трения колесо-дорога.
Теоретически при падении по вертикальному уклону он стремится к нулю. Таким образом, динамический расчет должен учитывать и этот фактор.
Переходя от теории к практике, следует отметить, что система помощи при спуске скорее необходимое, чем дополнительное оборудование автомобиля, эксплуатируемого в сложных дорожных условиях.
Виды
В настоящее время на различных марках автомобиля можно встретить следующие обозначения таких систем:
- DAC на автомобилях Toyota (Downhill assist control);
- DDS на машинах Nissan (Downhill Drive Support);
- DBS (Downhill Brake Control) на Hyundai;
- HDC – на BMW и VW (Hill Descent Control).
Вид кнопки, активирующей систему, приблизительно одинаков:
Как производится активация
Система контроля спуска активируется при выполнении нескольких обязательных условий:
- скорость автомобиля менее 20 километров в час;
- двигатель работает;
- уклон движения более 20 процентов;
- отсутствует нажатие на педаль акселератора и тормоза.
Если случайно водитель нажимает на педаль акселератора или тормоза, система помощи при спуске мгновенно деактивируется.
Некоторые автомобили имеют свой алгоритм запуска. Например, в RAV4 предлагается следующий алгоритм:
- перед предполагаемым спуском включается H4, активируется полный привод;
- перед спуском производится остановка и перевод селектора в N;
- включается L4, ожидается до окончания моргания 4LO;
- нажимается кнопка системы DAC;
- начать движение;
- по окончании спуска нажать тормоз или педаль акселератора.
Довольно непростой алгоритм, который профессионал должен довести до автоматизма.
В современных автомобилях алгоритм запуска проще, но основные требования, связанные с педалями тормоза и газа, одинаковы.
Особенности схемотехнического построения и обслуживания
Схемотехнически блок системы помощи при спуске обычно располагается в блоке ESP (или ABS), Таким образом, если не работает система ABS или ESP система контроля спуска включаться не будет.
При обслуживании и ремонте данной системы начинать необходимо именно с системы ABS. Наиболее «популярные» неисправности этой системы:
- отказ датчиков вращения колес;
- засорение зазоров между датчиком и зубцами (кольцом) индикатора движения;
- обрыв электропроводки от датчика к блоку ESP (ABS).
Последний пункт наиболее актуален при движении по пересеченной местности с низкорослой растительностью.
Блоки управления ESP, оборудованные дополнительной системой помощи при спуске, имеют дополнительные G-сенсоры и датчики угла наклона автомобиля. Они обычно не выходят из строя, иногда встроены в электронные блоки. Поэтому при креплении блоков ESP и ABS всегда следует соблюдать юстировку (горизонтальное позиционирование).
Принцип работы
Принцип работы системы контроля движения при спуске состоит в своевременном подтормаживании конкретного колеса в момент превышения установленной скорости спуска. Этим достигается равномерное и равнонаправленное (без заносов и поворотов) движение.
Автолюбители со стажем знают, что в горных условиях движения наиболее эффективно «торможение двигателем». Большинство автотранспортных средств, эксплуатируемых в такой местности, оснащено такой опцией.
Однако, в автомобилях с автоматической коробкой переключения передач «подключить» двигатель к торможению проблематично. В некоторых современных автомобилях более сложный алгоритм работы системы помощи при спуске имеет связь с блоком управления трансмиссией и блоком управления двигателя.
Рекомендации
Общие рекомендации:
- если вы проживаете в горной местности, либо участвуете в автомобильных соревнованиях, система помощи при спуске является необходимой опцией в комплектации автомобиля;
- следите за работоспособностью систем ABS и ESP, при их неисправности система контроля при спуске неработоспособна;
- обязательно активируйте систему на крутых спусках, она значительно повышает безопасность движения.
Если свистит ремень генератора на холодную — что делать в этом случае.
В каких случаях требуется замена регулятора холостого хода.
Как узнать реквизиты ГИБДД https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/shtrafy/po-nomeru-postanovleniya.html по номеру постановления.
Видео — безопасный спуск с горы. Функция Downhill Assist Control (DAC):