До сегодняшнего дня утилизационным сбором облагались лишь импортируемые в нашу страну автомобили. Однако уже в скором будущем ситуация может в корне измениться, и за утилизацию придется платить российским автопроизводителям наравне с зарубежными импортерами.
Данное нововведение планируется внедрить уже с 1 июля 2013 года и оно может оказаться неприятным сюрпризом как для автозаводов, так и для потребителей ввиду скачка цен, который будет сопровождать введение утилизационного сбора.
На текущий момент законопроект касательно введения данного сбора для российских автопроизводителей и сборочных предприятий, в число которых входят и компании, функционирующие в режиме особой экономической зоны Калининграда, уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу. Надо отметить, что под действие нового документа также попадут и производители, чьи производства размещены в странах Таможенного союза, то есть в Казахстане и Республике Беларусь.
Утилизационный сбор был введен в сентябре 2012 года как своеобразная компенсация снижения таможенных платежей, которые должны были последовать после вступления России во Всемирную торговую организацию. Его базовая ставка составила 20 тысяч рублей для легковых автомобилей, а для автобусов и грузовиков составила 150 тысяч. Однако уплату данного сбора должны были осуществлять лишь импортеры, а компании, занимающиеся сборкой автомобилей на территории России, от утилизационного сбора были освобождены. Взамен они обязались самостоятельно производить утилизацию произведенных ими автотранспортных средств.
Данная позиция вызвала резкие протесты со стороны ВТО ввиду того, что созданы неравные конкурентные условия для производителей и импортеров автомобилей. Собственно говоря, именно поэтому и было решено «уравнять» отечественных производителей с импортерами, обязав их также уплачивать утилизационный сбор.
Выбор, конечно был, и он заключался в варианте полного отказа от сбора либо его «уравнивание». Правительство, увы, не пошло на снижение налогового бремени, предпочтя обложить сбором собственных автопроизводителей.
Юридически подобная мера отныне не будет расходиться с позицией ВТО, что снизит риски обоснованных претензий со стороны западных стран – коллег по ВТО. Впрочем, подобное положение весьма выгодно для государства, поскольку серьезно возрастет размер уплачиваемых в бюджет средств. Скажем, одни производители российских легковых моделей заплатят порядка 68.5 миллиарда рублей, а общие поступления, по мнению экспертов, достигнут отметки в 202.5 миллиарда.
Введение нового закона окажется выгодным и для импортеров по той причине, что они будут находиться в равных условиях по отношению к компаниям, имеющим собственные производства в России. Конечно, наибольшая нагрузка ляжет на плечи отечественных производителей.
В худшей ситуации окажутся, безусловно, покупатели автомобилей в виду того, что вполне возможно общее подорожание популярных на нашем рынке автомобилей. Дело в том, что вполне возможен вариант, когда производители попытаются возместить собственные убытки за счет роста отпускных цен на автомобили.
Насколько сильным будет подорожание, зависит от конкурентной ситуации на рынке и ряда иных причин. Однако уже сейчас можно предугадать, что вполне возможно падение спроса на ряд автомобилей, в числе которых, безусловно, окажутся машины российского производства.
Учитывая то, что цены на продукцию того же АвтоВАЗа повышаются достаточно регулярно, дополнительное повышение отпускных цен в случае, если автоконцерн пойдет на это, вряд ли приведет к росту продаж.
Впрочем, прогнозы касательно развития ситуации делать еще рано. В правительстве обсуждался вариант о том, чтобы за счет дополнительных компенсаций постараться минимизировать финансовое бремя, однако речь шла лишь об иностранных компаниях, имеющих сборочные производства на территории нашей страны. Однако каков будет механизм подобного стимулирования, на настоящий момент неизвестно.
Потребителю остается в данном случае одно – ждать и надеяться, что сильного подорожания все-таки не произойдет.
В статье сказано, что после вступления в ВТО должны были снизить таможенные платежи. Но снизили ли? Что-то я не ощутила абсолютно никакого снижения цен на импортные автомобили. А про неравные условия импортеров автомобилей даже смешно читать. Иностранный рынок авто уже давно начал вытеснение наших ВАЗов. Непонятно какие условия они в итоге собираются уровнять. Лишь бы денег сорвать, как всегда.