Министерство образования Российской Федерации разработало давно ожидаемые учебные программы для обучения водителей в соответствии с новыми правилами. (Обновлено: опубликованы новые программы подготовки водителей 2014 года). Проект соответствующего приказа ведомства уже размещен для общественного обсуждения на государственном портале regulation.gov.ru.
Как известно, с 5 ноября текущего года вступили в силу поправки к закону о безопасности дорожного движения, согласно которым введены новые категории, а также подкатегории водительских удостоверений. Кроме уже известных категорий «А», «В», «С», «D», «ВЕ», «СЕ» и «DE» введена в оборот категория «М», под которую подпадают скутеры и мопеды.
Кроме того, появились также категории «А1», подразумевающие легкие мотоциклы с рабочим объемом двигателя до 125 кубических сантиметров, «В1», в которую входят трициклы и квадроциклы, «С1», подразумевающая грузовые авто массой до 7.5 тонн и «D1», в которую вошли автобусы пассажировместимостью до 16 мест. Внедрены и две новые подкатегории — «С1Е» и «D1Е». Данные подкатегории предусматриваются для возможности управления автомобилями соответствующей категории, оснащенных прицепами.
Впрочем, несмотря на вступление закона в силу, до внедрения соответствующих учебных программ обучения на данные категории не осуществлялось. В ГИБДД также не знали, каким образом принимать экзамены у учащихся. И вот теперь данный пробел восполнен.
Следует отметить, что автошколы на основе установленных обучающих программ должны осуществить разработку собственных программ обучения, согласно которым и будет осуществляться образовательный процесс. Так каковы же произошедшие изменения в системе подготовки будущих водителей?
Следует отметить, что новые учебные программы разделены на несколько блоков. Так, базовый блок будет одинаковым для обучения на любые категории и подкатегории. В него войдут основы законодательства в сфере обеспечения дорожного движения, основы оказания первой медицинской помощи и базовые основы по управлению транспортными средствами. По сути, в базовом блоке водителей будут учить основам ПДД, ответственности за нарушение Правил, а также разъяснять техническую часть транспортных средств.
Здесь следует отметить, что впервые начинающие водители будут получать навыки по психофизическим основам деятельности водителя транспортного средства. Сюда войдет обучение координации внимания, борьбе с усталостью и так далее.
Кроме того, будущих водителей будут учить и бесконфликтному общению, а также правилам и навыкам общения в случае конфликта с другим водителем.
Отдельным курсом для учащихся будет рассказываться о влиянии СМИ и рекламы на поведенческие реакции водителя автомобиля. Несколько часов будет отведено на обучение сохранению жизни слабо защищенных участников дорожного движения – пешеходов, пассажиров и детей.
Еще одним нюансом обучения станет разъяснение особенностей по грузопассажирским перевозкам. На это в учебной программе отводится более 80 часов времени.
Остальные блоки представляют собой специализацию на категории либо подкатегории. Так, минимальный объем теоретического обучения для будущих водителей скутеров и мопедов составит 104 часа. Для водителя автомобиля категории «В» учебная программа длится уже 160 часов против принятых в настоящее время 110 часов. Наибольшее количество времени на обучение отводится для подготовки водителей на категорию «D». Им придется учиться 239 часов.
Также изменилось и время, отводимое на практическую часть занятий. Для водителя мопеда либо скутера на «практику» отводится 18 часов, а для водителей легковых авто категории «В» – 54 часа против установленных сейчас 50-ти. Само собой, наибольшая продолжительность практического курса обучения установлена для водителей транспортных средств категории «D», которая будет составлять 100 часов.
Как известно, принятые поправки в закон о безопасности дорожного движения обеспечивают для водителей возможность подготовки и сдачи экзамена на управление транспортным средством, оснащенным автоматической коробкой передач. При этом в водительском удостоверении ставиться пометка «АТ», что означает прохождение обучения на «автомате». Управлять машиной с механической коробкой передач такой водитель не имеет права.
По сути, данная новация призвана облегчить обучение водителям, которым в реальной жизни навыки управления автомобилем с механической трансмиссией попросту не нужны. Однако на деле курс обучения сокращен всего на два часа, и реального упрощения программы обучения учащиеся не получат.
При этом не стоит забывать, что никакого упрощенного перехода с одной категории на другую законодательством не устанавливается. По факту это значит, что «автоматическому» водителю для езды на машине с «механикой» придется полностью проходить весь курс обучения заново.
Программы по обучению на категории «М» и подкатегорию «А1» не имеют существенных отличий. По сути, они совершенно идентичны, и возникает логичный вопрос о том, каков смысл введения отдельной «мопедной» категории.
Также новшеством новых программ является поголовное внедрение обучения особенностям организации грузопассажирских перевозок. Знать об этом, по мнению Министерства образования, должны все, включая водителей мопедов и скутеров.
В частности, водителям расскажут о лицензировании автотранспортной деятельности, аспектах езды на территории предприятий, перевозке, погрузке и разгрузке грузов и так далее. Кроме того, будет рассказано о нормативах трудового распорядка работы водителя и особенностях диспетчерской деятельности в таксопарках.
К слову, последнему аспекту уделено в программах большое значение – в обучение войдет информация об организации выпуска подвижного состава на линию, контроль за своевременным возвращением автомобилей в таксопарк, особенности работы такси в «час пик», использование в такси таксометров, а также навыки ведения путевых листов.
Следует отметить, что такие нововведения появились в учебных программах неспроста. Их внедрение связано с тем, что в соответствии с поправками в закон «Об образовании», которые вступили в силу с 1 сентября нынешнего года, автошколы будут выдавать свидетельство о получении профессии водителя. Именно по этой причине автошколы будут осуществлять подготовку именно профессиональных водителей, причем вне зависимости от категории.
Таким образом, намечается некоторый возврат к принятой в советское время системе, где существовало разделение на профессиональных водителей и шоферов-любителей. С тем лишь отличием, что «любителей» отныне попросту не будет, останутся лишь профессионалы. Само собой, что при получении такого статуса водитель должен знать обо всех особенностях работы на транспорте.
Надо сказать, что это далеко не все особенности нового приказа. Разделение на отдельные блоки должно позволить упростить систему обучения водителей на получение водительского удостоверения другой категории. Так, при наличии категории «В» и обучении на категорию «С» водителю не придется снова учить базовый блок, а можно будет сразу перейти к специализации.
Однако на практике программы для переподготовки в Министерстве образования не предусмотрели, и по факту оказывается, что данная норма попросту не работает. То есть водителю придется проходить весь курс обучения в полном объеме.
То же самое, как уже отмечалось выше, касается и перехода с категории «В» с пометкой «АТ» (автоматическая трансмиссия) на «обычные» права, которые позволят управлять автомобилем с механической коробкой передач. Учиться придется в полном объеме.
Следует отметить, что документ, подготовленный Министерством образования, предусматривает не только обучающие программы, но и требования к оснащению автошкол и уровню преподавательского состава.
Так, исходя из новых правил, все преподаватели автошкол должны будут иметь среднее профессиональное либо высшее образование в области, которая соответствует преподаваемому предмету. Стаж работы при этом роли играть не будет. Кроме того, преподаватель должен будет иметь удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории либо подкатегории.
Предъявляются особые требования и к мастерам производственного обучения. Они должны будут иметь не только среднее профессиональное либо высшее образование, но и дополнительное образование в соответствии со специальностью «Образование и педагогика».
Кроме того, мастер производственного обучения должен иметь удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории либо подкатегории, а также обладать непрерывным стажем управления транспортным средством не менее трех лет. Помимо этого, у мастера должен имеется документ, подтверждающий право на обучение вождению транспортного средства соответствующей категории либо подкатегории.
Также отдельным пунктом регламентируются требования к площадкам для обучения вождению, а также классам и количеству учебных транспортных средств в автошколе. При этом расчет количества учебных транспортных средств осуществляется в соответствии со специальной формулой, в которой учитывается пропускная способность автошколы. Таким образом, автошкола, выпускающая в год 1000 водителей, не сможет иметь, к примеру, один учебный автомобиль.
Площадки для обучения также должны соответствовать определенному регламенту. В частности, площадка для обучения первоначальным навыкам вождения транспортного средства должна иметь асфальтовое либо бетонное покрытие. Обязательным критерием является ее загороженность, и в процессе обучения на ней могут присутствовать лишь ученик и инструктор. На площадке должна присутствовать горка и дорожная разметка.
Надо отметить, что внедрение подобных требований даст возможность вести более жесткий контроль за работой автошкол, что, в конечном итоге, должно привести к улучшению качества подготовки будущих водителей.
Кроме данного документа, позволяющего осуществлять подготовку водителей для соответствующих категорий, в планах значится появление правительственного постановления, согласно которому будет утвержден порядок приема экзаменов.
Следует отметить, что его проект уже размещался на портале regulation.gov.ru с целью его общественного обсуждения. Само собой, что после подписания данного постановления появиться соответствующий приказ МВД, согласно которому будет утвержден административный регламент касательно приема экзаменов у будущих водителей.
Помогут ли новации улучшить ситуацию на российских дорогах – покажет время.
В связи с новыми программами подготовки многие пытаются узнать и какой срок обучения в автошколе по различным категориям.
Здесь рассказано как быстро запомнить жесты и сигналы регулировщика с помощью метода «доподнятых рук».
Как проверить автошколу и есть ли у неё допуск к работе — https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/kak-vybrat-avtoshkolu.html
Здорово, что будущих водителей будут учить как без конфликтов двигаться по дорогам. Давно пора дать понять водителям, что дорога — это не место доказывать, «кто круче»
Я за любые изменения в данной сфере, так как с этим надо что то делать. То что у нас твориться на дорогах, в школах и так далее, это просто что то непонятное и опасное.
Хочется надеяться, что данные меры будут столь же эффективны, сколь о них говорят.
Я только приветствую все эти нововведения, хорошо бы, чтобы они выполнялись в автошколах. Я училась 20 лет назад и первое, что спросил инструктор по вождению, который сел в машину с банкой пива в руках, ты что совсем не умеешь ездить. А потом орал, ругался. Хотелось бросить учебу, но жаль было потраченных денег. Жаловались руководителю, он сказал, что других инструкторов у него нет. Давно пора начать с автошкол и с качества работы самих инструкторов и преподавателей.
А я не уверен, что такие нововведения приведут к увеличению профессионалов на дорогах. То что правовую подготовку надо проводить — тут даже без вопросов. А востальном старая система была не так уж плоха. Да и введение большого количества категорий считаю лишним поводом для выколачиванием денег из будущих водителей.
По-моему, отличные нововведения. На сегодняшний день ученики после автошкол с трудом представляют себе реальную езду. Это создает проблемы на дорогах.
Спросите любого работающего в нормальной школе, правила сдают 100 процентов, автодром 100 процентов, а город 20-30 процентов отсюда вывод необходимо добавить часов вождения, ежу понятно, но на это не идут по ряду причин и добавляют всякую ерунду и делая вид что что-то творят
появляется вопрос на логику))преподаватель обязан иметь данную категорию либо подкатегорию и стаж вождения не менее 3 лет, дак а как они его получат?))к примеру возьмем категорию М она новая ни у кого нету, как преподу её иметь ещё и стаж 3 года, потом с кат АТ тоже не получится))снова и снова в нашей стране дурдом, как сделать новые чиновьи места придумали, а про безопасность на чхать!!!больше круче звучит пункт 3 новых ПДД что жизнь и здоровье превыше материальных затрат)))вот увидите вновь денежку из бюджета повыводят, на установку ненужного гсветофора например, этож для сохранения жизни будет)))цена не волнует)))
Все эти программы писали люди очень далекие от проблем подготовки водителей, там даже есть учитель музыки по образованию. Чтобы навести порядок на дороге нужно что бы водитель нес жесткую персональную ответственность, есть опыт других стран в этом вопросе, а валить все на автошколы не совсем честно. Как бы человека не учили в автошколе права ему выдает ГИБДД где он сдает теоретический и практический экзамен после чего считается что он может управлять автомобилем.
Кстати, более 20 лет была такая форма обучения водителей как САМОПОДГОТОВКА т.е. человек нигде не учился. В 2008г после кризиса в нашем городе таким образом в ГИБДД сдавало примерно 25 процентов и ничего — ездят до сих пор. Есть статистика по Центральному федеральному округу где сказано, что причина в 90 процентах всех ДТП это преднамеренное и умышленное нарушение правил дорожного движения. Так причем здесь автошколы? Все зависит от человека, его поведения.
P.S. Конечно мне можно возразить, но я немного разбираюсь в данном вопросе так как занимаюсь подготовкой водителей еще с советских времен.