Как известно, в последнее время рынок подержанных транспортных средств в буквальном смысле слова заполонили автомобили с иностранными номерными знаками. Как правило, это номера стран ближнего зарубежья. Такие машины стоят дешево, а потому пользуются большим спросом среди граждан, промышляющих нелегальным извозом.
Проблему «иностранных» авто предлагалось решить давно, поскольку подобные транспортные средства доставляют немало хлопот как ГИБДД, так и законопослушным водителям. Связано это с тем, что владельцы подобных авто, фактически, могут полностью пренебрегать Правилами дорожного движения, а наказать их долгое время не было возможности.
Такое положение дел напрямую связано с несовершенством имеющейся законодательной базы. Дело в том, что при наличии на транспортном средстве номерных знаков другого государства она отсутствует в российских базах данных. Следовательно, любые нарушения, фиксируемые камерами автоматической фиксации, попросту не учитывались.
Оштрафовать водителя мог лишь инспектор ГИБДД, однако при этом сведений о повторных нарушениях в базе также отсутствовали. На практике это означало даже то, что водитель автомобиля на иностранных номерах мог легко скрыться с места дорожно-транспортного происшествия. Даже в случаях, если кто-либо из свидетелей запоминал номер, найти водителя было практически невозможно.
Еще одним удобством покупки авто с иностранными номерами было отсутствие необходимости уплачивать транспортный налог. По сути, предполагается, что транспортный налог автовладелец платит в своем государстве. На деле многие страны включают стоимость транспортного налога в цену бензина, что автоматически делает содержание такого авто в Российской Федерации крайне выгодным.
Надо сказать, что, по идее, автомобилист на таком автомобиле должен раз в год выезжать на нем за рубеж. Однако на практике документы о пересечении границы инспекторами не запрашиваются. В результате получается, что владельцы авто с зарубежными номерами могут годами ездить по территории страны без каких-либо ограничений и даже… продавать транспортные средства другим автомобилистам.
Само собой, что такое положение дел не могло продолжаться долго. А потому Федеральная таможенная служба Российской Федерации выступила с проектом постановления Правительства «О внесении изменений в Правила дорожного движения».
В нем предполагается, что владельцев «иностранных» авто обяжут возить с собой документы, имеющие отметки таможенных органов, которые подтверждали бы временный ввоз автомобиля. При отсутствии такой документации либо управлении автомобилем лицом, которое не указано в документах, водитель привлекается к ответственности.
Следует отметить, что данный проект уже прошел процедуру общественных слушаний и получил активную поддержку со стороны МВД. Его подписание планируется осуществить еще до конца нынешнего года, после чего должны быть внесены соответствующие поправки в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.
Естественно, на основании такой законодательной базы инспектор ГИБДД будет иметь все основания для проверки законности эксплуатации транспортного средства с иностранными номерами на территории страны.
Следует отметить, что в соответствии с законом физические лица из-за рубежа обладают правом на ввоз на территорию Таможенного союза транспортных средств для личного использования, на срок своего временного пребывания на территории Российской Федерации и освобождаются от уплаты таможенных платежей. При этом срок этот не может превышать одного года.
Данные автомобили могут эксплуатироваться только гражданами, которые осуществили их ввоз. При этом передача права на управление транспортным средством может осуществляться лишь при таможенном декларировании транспортного средства и уплаты причитающихся таможенных платежей.
Наиболее распространенным типом нарушений на сегодняшний день является ввоз автомобиля на территорию страны в личных целях и последующая его перепродажа другому лицу без уплаты «растаможки».
В соответствии со второй частью статьи 16.24 Кодекса об административных правонарушениях РФ за такое нарушение предусматривается штраф в размере от 1.5 до 2.5 тысяч рублей, а также, в некоторых случаях, конфискация транспортного средства.
Не менее распространенным нарушением является и не вывоз автомобиля гражданином в установленный законом срок. Наказания за данное нарушение, в соответствии с первой частью статьи 16.18 КоАП РФ, предусматривается точно такое же, как и при продаже временно ввезенного на территорию России транспортного средства.
Кроме того, следует помнить, что покупка автомобиля с иностранными номерами также квалифицируется как преступление. В соответствие со статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации это деяние квалифицируется как пособничество преступной деятельности лиц либо группы в уклонении от уплаты таможенных платежей. За данное преступление Уголовным кодексом предусматривается лишение свободы сроком до пяти лет.
Следует отметить, что новый проект также предполагает введение обязательного страхования рисков от неуплаты полагающихся таможенных пошлин и налогов касательно граждан иностранных государств, которые осуществляют ввоз авто, зарегистрированных на территории государств, которые не являются членами Таможенного союза.
Предлагаются и решения касательно фиксации нарушений, совершаемых автомобиля с номерными знаками иностранных государств, комплексами фото- и видеофиксации нарушений. Так, 1 августа текущего года Федеральная таможенная служба Российской Федерации согласовала состав сведений касательно временно ввозимых автомобилей и их владельцах. Эти данные будут в электронном виде направляться подразделениям Госавтоинспекции.
Таким образом, скоро необходимые данные о собственнике авто будут поступать в ГИБДД и станет возможным направлять штрафные квитанции собственникам транспортных средств в другие государства. При этом игнорирование уплаты штрафов может стать основанием для запрета въезда на территорию Российской Федерации «проштрафившегося» лица.
Следует отметить, что подобная схема не нова и активно применяется в других государствах. В частности, в адрес российских водителей приходят штрафные квитанции из Франции, Германии и Великобритании и даже… Новой Зеландии, которая также входит в состав Соединенного Королевства. Неуплата штрафов грозит водителям запретом на въезд в страну.
К слову, касательно российской схемы взимания штрафов существует возможность наладить взыскание штрафов непосредственно на таможне. Это выглядит вполне естественным в виду того, что ГИБДД будет осуществлять передачу данных о нарушителе-иностранце именно в этот орган.
Остается надеяться, что данная инициатива поможет в реальной борьбе с нелегально ввезенными транспортными средствами. Ведь подобный положительный пример уже существует – относительно автомобилей с транзитными номерами.
Новый регламент о регистрации транспортных средств попросту ликвидировал существование «транзитов», а также ввел новую норму, согласно которой предусматривается наказание за повторное управление транспортным средством, не прошедшим регистрацию в установленном порядке. При этом за данное нарушение может грозить штраф в размере пяти тысяч рублей либо лишение права на управление транспортным средством на срок от одного до трех месяцев.
Возможно, ужесточение законодательных норм позволит также эффективно бороться и с нарушителями с зарубежными номерными знаками на автомобилях.
Здравый законопроект, на мой взгляд, давно пора его было принять! Даже странно, что несколько лет машины с иностранными номерами беспрепятственно ездили по нашим дорогам
Нашу законодательную базу надо модернизировать, так, чтобы она соответствовала реалиям текущей обстановки. Хорошо, что в этой сфере есть подвижки и то что об этом пишут и освещают.
Радует, что законодатели и таможенники наконец-то обратили внимание на эту проблему . Может хоть немного будет больше порядка на дорогах, уже многие водители остерегаются нарушать правила из-за автоматической фиксации нарушений, кроме тех, что ездят с иностранными номерами.
Тоже согласен, что очевидно необходимые законопроекты почему-то у нас принимаются со скрипом, а всякие выдуманные из пальца (например, про чипы) обдумываются быстрее
Оказывается как раньше выгодно было авто с иностранными номерами иметь. Налог не платишь, камеры тебя не читают, штрафы не приходят. Никаких таможенных платежей тебе, зачем оформлять, если ты его и продать можешь в России. Скоро лафе конец настанет)