За последние два года стоимость автомобилей в России поднялась на 20% — такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Сейчас средняя цена машины в стране превышает 2,1 млн рублей. Когда стоимость авто наконец стабилизируется или начнёт падать?
Почему стоимость автомобилей в последние годы резко выросла?
Эксперты «Автостата» утверждают, что с 2014 года средняя цена транспортных средств для российских покупателей выросла более чем на 80%. Первый фактор, разогнавший инфляцию, — обвал курса рубля. Мировые концерны продают свои автомобили за валюту, а локальные производства в России очень зависят от импорта деталей и технологий. Поэтому неуклонное удешевление рубля давит на стоимость машин.
Вторая причина, давшая о себе знать в пандемию, — беспрецедентный дефицит и последовавшее за ним удорожание полупроводников, которые используются в системах управления автомобилем. Мировой автопром столкнулся с перебоями в поставках, из-за которого предложение на рынке чипов падает, спрос остаётся на прежнем месте, но цена на товар при этом растёт.
Сейчас перед производителями появляется новая проблема: магний, который используется во многих алюминиевых сплавах для автомобильных компонентов, тоже рискует стать дефицитным сырьём. Кризис надвигается и на Китай, столкнувшийся с энергодефицитом и из-за этого уменьшивший производство комплектующих. В перспективе кривая спроса и предложения может толкнуть цены ещё выше.
Стоит ли покупать машину прямо сейчас?
Эксперты авторынка утверждают, что покупать автомобиль у дилера прямо сейчас большинству клиентов невыгодно. Поэтому, если транспортное средство не имеет проблем с безопасностью и не требует экстренной замены, лучше отложить покупку. Если же есть экстренная потребность в приобретении автомобиля, лучше уже сейчас присмотреться к покупке — ведь инфляция еженедельно растёт.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков отмечает, что сегодня недопоставки новых автомобилей в Россию составляют 300–400 тысяч штук — это 15–20% потенциального рынка сбыта. В таких условиях рассчитывать на снижение цены невозможно.
С ним солидарен Вячеслав Жигалов, председатель комитета по развитию предпринимательства в автомобильной отрасли Санкт-Петербургского отделения «Деловой России». По его данным, машин на складах уже почти не осталось, а очередь заказов на многие модели тянется на 2022 год. Поэтому можно рассчитывать разве что на небольшие новогодние скидки на некоторые автомобили.
Аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов предлагает оформлять предзаказ вместо покупки машины здесь и сейчас. В таком случае есть шанс приобрести машину по рекомендованной розничной цене без наценок, но спустя несколько месяцев.
Когда цены должны снизиться?
Основной разгоняющий инфляцию фактор сегодня — это дефицит микрочипов. Исследователи из IHS Markit предполагают, что в 2022 году мир не найдёт решения для проблемы поставок. В Intel настроены ещё более пессимистично — они не ждут насыщения рынка и в 2023 году.
С другой стороны, автомобилисты могут надеяться на некоторый отскок цен благодаря другому фактору. Автодилеры в последние годы увеличивали сумму в чеке на сотни тысяч рублей за счёт обязательных дополнительных услуг и оборудования.
Как отмечают эксперты, реальная стоимость в несколько раз ниже. Перегретый рынок может отпугнуть клиентов, которых заставляют покупать сигнализацию, защиту двигателя, коврики и брызговики за 350–400 тысяч рублей, и тогда продавцам придётся отменять обязательность дополнительных опций. Может остаться только необходимость в страховом полисе, и автостраховщики будут конкурировать тарифами. Рассчитать текущую стоимость ОСАГО или КАСКО и узнать о тарифах можно с помощью удобного онлайн-калькулятора, подробнее на sovcomins.ru.
Наконец, на рост цен влияют перекупщики. За последние полтора года на рынке появились люди, которые покупают машины, чтобы продать их практически без пробега подороже. Они способны частично закрыть недостающий спрос и повлиять на снижение цен.
Большинство экспертов приходит к мнению, что без возобновления поставок до прежнего уровня не стоит ждать удешевления авто. Если кризис микрочипов будет преодолён и новых ограничений не появится, цены могут стабилизироваться через полтора года и снизиться — через два.
Мы же в России живем. Когда у нас хоть что-то дешевело? Я в это вообще не верю. Цены по моему мнению, будут только расти дальше. Если уж покупать машину, то делать это сейчас. Ну это конечно если деньги есть. Ну и новую машину я бы покупать не стал. Лучше взять что-то надежное подержанное лет 10-12. Сильно дорого стоить не будет, запчастей море и если за машиной следить, то она спокойно лет 7-8 без проблем прослужит. Да и продать ее можно будет почти за эти же деньги.
Может покупать и не выгодно сейчас, но тогда когда покупать? Я бы посоветовал, пока не подняли пошлины, обратить внимание на электроавтомобили. Их даже у нас уже можно купить с рук, допустим Фольцваген Е-Гольф. Ему будет 3-4 года максимально, обойдется конечно около 1,6-1,7 млн. рублей. Зато на такой машине будет постоянная экономия в год от 100 тысяч рублей. Считай 8 лет машина у вас и вы половину ее стоимости отбили просто тем, что у нее как такового ТО нет и стоимость зарядки рублей 150. Ломаться там нечему, так что машина супер надежная.
И я согласен с тем, что не подешевеют машины, придумают очередные оправдания. А зачем дешеветь, люди ведь и так берут…
У нас парадокс. Зарплаты на уровне 2007 года остались, а цены на машины в 3-4 раза возросли. И народ все равно покупает. Смысла новую брать не вижу. Надо брать 10-15 летнюю неубиваемую машину, вложиться в нее хорошо тысяч на 100, и она спокойно 5-6 лет протянет. Цена вопроса будет 300-500 тысяч рублей, что еще более-менее. Сейчас даже наш автопром под 1 млн. рублей стоит.
Тоже у меня мнение, что дешеветь не начнут. Реальная себестоимость той же Весты думаю тысяч 300-350 максимальная, а продают по 800-900.