Проблема нелегального извоза для России, а в особенности для столицы, крайне актуальна. Наибольшие хлопоты властям доставляют «бомбилы», не имеющие российского гражданства. Отыскать нарушителя и взыскать с него по закону не так уж и просто, а подчас попросту невозможно.
И хотя карательные действия против «теневых» извозчиков предпринимались неоднократно, меньше их на московских улицах так и не стало. И вот столичные власти решили дать нелегальным извозчикам очередной бой.
Автором нового предложения выступил Госавтодорнадзор, который направил его на рассмотрение Департамента транспорта. В соответствии с ним в Москве предложено создать штрафные стоянки для арестованного транспорта, а параллельно со штрафами для «бомбил» ввести еще и конфискацию автотранспортных средств.
Забирать машины можно будет в счет залога уплаты стотысячного штрафа. Таким образом, Госавтодорнадзор надеется повысить взимаемость штрафных санкций, ведь большинство «нелегалов», не являющихся гражданами Российской Федерации, штрафные квитанции попросту игнорируют.
Так, с начала нынешнего года соответствующими судебными решениями нелегальным извозчикам было выписано штрафов, в сумме составляющих 3.5 миллиона рублей. Однако из всего этого количества в бюджет поступили средства лишь в размере 350 тысяч. Стало быть, большинство нарушителей попросту уклонилось от их уплаты. При этом определить местонахождение большинства неплательщиков, как уже говорилось выше, крайне сложно, а подчас и невозможно в принципе.
По сути, арест транспортного средства нелегального таксиста возможен и на текущий момент, поскольку данная мера прописана в ныне действующем Административном кодексе. Однако практически данная мера фактически не применяется в виду отсутствия необходимых штрафных стоянок, которые бы обладали правом на хранение арестованных транспортных средств.
На первый взгляд, нововведение должно больно ударить по рынку нелегального извоза. Однако, как очень часто бывает в нашей стране, хорошо написанное на бумаге легко разбивается нынешними дорожными реалиями. Собственно говоря, именно поэтому новый проект, не успев пройти утверждение, подвергся обоснованной экспертной критике.
Большинство таксистов-нелегалов для извоза используют как можно более дешевые транспортные средства. Львиную долю такого «автопарка» составляют старые «Жигули», «Лады» и «Москвичи», цена которым – от силы 20-25 тысяч рублей, а большинство стоит и того дешевле. При этом сумма предусмотренного штрафа должна составить 50 тысяч рублей за извоз без лицензии в первый раз, и сто тысяч – при «рецидиве».
Пожалуй, каждому ясен факт, что «бомбиле» гораздо дешевле окажется «подарить» свой автомобиль государству и приобрести новый, а затраты он быстро «отобьет» все тем же нелегальным извозом.
Таким образом, эффективность новых мер может оказаться под серьезной угрозой. Наиболее вероятным сценарием может стать то, что количество нелегальных таксистов останется на прежнем уровне, собираемость штрафов также не улучшится, а штрафстоянки будут завалены автохламом, который придется утилизировать, что повлечет дополнительные затраты из бюджета.
Кроме того, вполне возможен сценарий, что владельцы штрафных стоянок начнут «по тихому» распродавать автомобили, отчитываясь в осуществленной утилизации. А главными покупателями станут, опять-таки, все те же нелегальные извозчики. Возникает своего рода замкнутый круг, в котором главные потери несет государство.
Пожалуй, гораздо более эффективным методом является воспитательная работа с населением. Ведь в странах Европы граждане не пользуются услугами «нелегалов» не из-за их отсутствия, а из чувства некой брезгливости, опасений и иных факторов. Собственно говоря, и частный извоз там исчез именно по причине отсутствия спроса на его услуги, а не карательных мер со стороны государства. Имея условия заказа комфортабельных автомобилей с профессиональными таксистами из таксопарков, граждане попросту не пойдут к «бомбилам».
Еще одним недостатком крупных штрафов с водителей является вездесущий в нашей стране коррупциногенный фактор со стороны контролирующих органов. При небольшом размере штрафных санкций инспектору гораздо выгоднее получить квитанции, что позволяет выполнить план, заслужить некоторые поощрения и иные должностные привилегии.
Если же речь идет о крупных суммах, тех же 50 или 100 тысячах рублей, гораздо удобнее «договориться» с нарушителем на неофициальную уплату суммы в два или три раза меньше. По сути, один-два таких нарушителя принесут еще одну месячную зарплату, что является огромным соблазном.
Многие эксперты отмечают и еще один негативный эффект нового закона о такси. Так, от него вполне могут пострадать обычные законопослушные граждане, которые из чувства сострадания возьмут по дороге на борт автомобиля пассажира. По сути, попытка подвезти симпатичную девушку легко может обойтись водителю во все те же пятьдесят тысяч штрафа или конфискацией транспортного средства. Само собой, что подобная обратная сторона закона вряд ли вызовет положительную реакцию граждан.
Существует и еще одна угроза – рост цен официальных такси. Подобные действия имели место достаточно часто. В частности, при чрезвычайных происшествиях в столице. Отсутствие конкуренции со стороны нелегалов вполне может привести к тому, что хозяева таксопарков, ощутив себя монополистами на рынке, начнут повышать цены в стремлении к сверхприбылям своего бизнеса.
Бороться с этим можно только одним способом – введением жесткого регулирования ценообразования со стороны государства. Только таким образом возможно оградить граждан от произвола перевозчиков и рассчитывать на эффективность борьбы с нелегальным извозом. Закон же в том варианте, в каком его видят сегодня, не выдерживает испытания дорожными реалиями и не станет эффективным в своем нынешнем виде.
А мне кажется, что с этой проблемой никогда справиться не получится. Просто левые таксисты уйдут в тень и придумают другие способы заработка. Например, заимеют своих постоянных клиентов и будут выезжать по звонку. Да и сейчас уже многие работают именно таким манером. И ничего не докажешь. А вообще жалко бомбил. Все равно кто-нибудь попадется и испытает на себе все нововведения в законе.
Эти проблемы должны решаться не ведением дополнительных штрафов и санкций. В стране в принципе не должно находится сомнительных личностей. место положение и личность, которых установить трудно и не возможно. Ее одной эффективной мерой будет, не только арест транспортного средства, но и «бомбилы», до уплаты штрафа. Без жесткого подхода эту проблему не решить.
К чему этот бой привел так это к беспределу который творится даже в Москве
Хорошо что отменили в вышестоящем суде, а так бы все сошло с рук без юриста
http://urisclub.ru/practika/taxi/index.html
Надо упрощать законодательство в пользу работающих, чтобы легче было заплатить налоги, чем платить штрафы. Ну и плюс — полная замена (100%) состава ГИБДД, чтобы даже никто не мог рассказать о коррупционных схемах. А ответственность им ввести очень жесткую, чтобы даже желания не было взять деньги с водителя.
Решить проблему можно хоть и трудно. Конечно для этого потребуются соответствующие меры (грамотные законы) и контроль за их исполнением. Также надо чтобы прошло определенно время, чтобы люди привыкли к новым порядкам, а бомбилы поняли, что надо что то менять в их сфере деятельности.