Китайские водители и особенности вождения автомобиля в Китае

В разговорах водителей, а также людей себя таковыми считающих, часто можно слышать про жителей других стран, что они, де, «водить не умеют», «как они ездят — вообще непонятно!» и «это у них не уличное движение, а кошмар»!

Китайские водители автомобилей

Как человек, в силу обстоятельств имевший опыт езды по дорогам других стран как за рулем, так и в качестве пассажира, могу отметить, что действительно — дорожное движение в разных странах имеет свои особенности. И, в целом, даже понятно, почему люди воспринимают движение за рубежом, как «кошмарное» и «неправильное» — просто потому, что оно, со всеми его местными особенностями, которые бывают весьма и весьма оригинальными, им непривычно.

А люди, как известно, все непривычное и необычное склонны воспринимать в штыки.

Но так ли все на самом деле плохо? Так ли «кошмарно» движение в других странах, как нам порой, с перепугу и с непривычки, может показаться?!

Давайте я расскажу для примера несколько случаев, запомнившихся мне из приключений на дорогах и около дорог Китая, которые могут послужить иллюстрацией к данной теме.

Случай первый: китайское чудо или как водители в других полосах движения пропускают

Китай. Дело было в канун той самой Пекинской Олимпиады 2008 года, еще до всех этих санкций, пандемий и общемировых проблем. Вся Поднебесная, окрыленная готовящимся событием и ожиданием гостей со всего мира, тщательно отмывалась, чистилась и прихорашивалась, усиленно стремясь привести хотя бы «фасады» в приличный вид, чтобы не просто «перед людьми стыдно не было», а даже, может быть и «можно было гордиться».

Повсюду ударными темпами шла стройка и все были в приподнятом настроении от того, что Китай вот-вот признают равным всем другим развитым странам. (А втихаря надеялись, что возможно, наконец, иностранные гости увидят его истинное величие и превосходство древней и, несомненно, самой крутой в мире, культуры!)

Под нашими окнами строился большой комплекс — возводили ровно по этажу в день!

А все старые и не соответствующие облику Великого Китая строения в Пекине и окрестностях, куда могли бы, даже гипотетически, забрести гости столицы, срочно реставрировались или сносились.

Как сейчас помню огромный гранитный бордюр вдоль фасада большого торгового комплекса в самом центре Пекина, в районе Площади Тянь Ань Мынь, высотой до колена взрослого человека, который щеткой с мыльной водой отмывал пацан лет шести-семи.

Половина бордюра (та, что ближе к Площади) уже отмыта, в другая (та, что подальше) — еще нет. Отмытая часть явно старинная, красивая и по ней-то мы и определили, что это именно гранитный бордюр… Потому что неотмытая часть была абсолютно черной, с маслянистым отливом и больше всего напоминала цветом и фактурой старую железнодорожную шпалу в креозоте… Вид этот явно давал понять, что ее не мыли с начала века, а то и дольше — с тех самых пор, как она была тут поставлена…

Повсюду открывались новые, широкополосные шоссе, платные дороги и многоярусные развязки. Надо отдать должное — подобные дороги и развязки в КНР были и до этого, но теперь их понаделали еще больше и еще качественнее.

И вот мы, погрузившись в машины встречающей стороны, бодро катим по такой новой восьмиполосной платной магистрали, приближаемся уже к так называемой «гребенке» — той самой, на которой собирают плату за проезд — и вдруг видим, что именно наша включает вместо зеленого красный сигнал! Он означает — «что-то пошло не так» — сломалось оборудование или по какой-то иной причине движение на этой линии перекрыто…

И все бы хорошо, но произошло это, когда мы были уже буквально в ста метрах от шлагбаума — там, где движение настолько плотное, что машины двигаются, как в пробке, бампер к бамперу! В нашем представлении — вклиниться в такую плотную череду автомобилей соседнего ряда было попросту невозможно! Сдать назад тоже нельзя — там сотни таких же автомобилей, водители которых не видят, что происходит впереди.

пункт оплаты проезда на автомобильной дороге в Китае

Вся наша делегация дружно издает горестный вздох — «Ну, все! Мы попали!» — поскольку предвкушает, как мы стоим в этой автоловушке несколько часов, пока гребенку не починят или вообще до вечера — пока движение не снизит свой темп, чтобы можно было вклиниться в соседний ряд…

Дальше происходит то, что все мы определили как «ЧУДО»! Настоящее «Китайское Чудо»!

Движение нашей линии, на которой сломалась «гребенка», замедлилось буквально на пару секунд.

А затем автомобили из нашего ряда стали разъезжаться «елочкой» — один направо, другой налево — без каких-либо претензий со стороны водителей соседних рядов. Они дружно притормаживали и пропускали застрявших соседей, как будто тренировались этому маневру всю жизнь.

Не прошло и минуты, как ВСЯ наша линия уже рассосалась по соседним рядам с работающими пропускными пунктами и движение, без каких-либо препонов, продолжилось в прежнем темпе.

Общая задержка оказалась настолько минимальной, что мы были буквально в шоке! Нет не так — В ШОКЕ!!! Ведь по нашим прикидкам, исходящим из привычных нам реалий, все это должно было вылиться в часовую пробку с руганью, криками, нервами и непонятной перспективой.

Случай второй: два звуковых сигнала при обгоне и опережении

Китайский Новый Год. Билетов на самолет, поезд и даже междугородный автобус не достать ни за какие деньги — вся Поднебесная дружно едет из столиц в родные деревеньки праздновать в кругу семьи по старой-доброй китайской традиции.

И вот мы, недолго думая, как истинные русские, которые обычно находят какой-нибудь нестандартный способ сделать все обязательно как-нибудь «не так», посчитали туда-сюда и попросту взяли такси. Оказалось, что такая простая мысль — добраться из Пекина в соседний регион на такси вместо поезда или самолета — никому из китайцев как-то в головы не пришла и таксомотор мы смогли найти совершенно запросто!

Прямо на площади возле переполненного железнодорожного вокзала с очередями (вы не поверите!) длиной в несколько кварталов. На фоне общего транспортного бума, граничащего с истерией, это было просто удивительно!

А, учитывая, что общая стоимость такой поездки вышла аккурат на десять процентов дешевле, чем если бы мы все ехали на поезде — и вообще поразительно!

Водитель искренне удивился нашему заказу, но, как настоящий китаец, после того как перестал удивленно пучить глаза и три раза переспросил, чтобы точно не ошибиться, все же с радостью согласился — заказ-то вышел для него просто золотой!

А на наш вопрос ответил, что — нет, никто так не делает. Почему?! Потому что все едут на поезде или летят на самолете. Вот так все просто.



 

И вот мы в пути!

Ночное междугородное скоростное шоссе. Мы летим по трассе в «Фольксвагене», заняв крайний левый ряд, обгоняя всех, как сказали бы у нас — «как стоячих». Справа время от времени проносятся обгоняемые нами автомобили — как легковушки, так и автобусы и даже грузовики.

И наш водитель, приближаясь сзади к каждому такому ночному попутчику, буквально перед тем, как поравняться, дает краткий двойной сигнал клаксоном.

Через некоторое время нам стало интересно — мы так и не смогли сами понять для чего он это делает.

китайские водители на скоростной автомобильной магистрали

Его ответ нас поразил — оказывается, так принято! Ночью, пояснил нам таксист, обязательно надо предупредить водителя автомобиля, который ты обгоняешь или опережаешь, чтобы он точно тебя увидел и не предпринял каких-то опасных маневров.

На ночной дороге многие устают, видимость хуже, чем днем, и бдительность притупляется. Поэтому, догоняя автомобиль, да еще на высокой скорости, следует предпринять все возможные действия, чтобы обезопасить маневр. Ведь на таких скоростях любая неточность может быть фатальной. Это знают все профессиональные водители и большинство любителей тоже — этому даже в автошколах учат!

Мы задумались… И через некоторое время пришли к выводу, что в его словах была доля истины. Ведь и правда — такая штука делает машину на дороге гораздо заметней! И обгоняемый грузовик с меньшей вероятностью станет в такой момент перестраиваться из ряда в ряд или обгонять еще кого-то. Особенно, если точно знает, что ночной «бибик», раздавшийся сзади-слева, символизирует обгоняющий его на большой скорости автомобиль.

Третий случай: особенности парковки у торговых центров и выезда с неё

Парковка у большого торгового центра. Вся забитая машинами покупателей. Никаких проездов или парковочных мест нет в помине — все стоят одной монолитной сплошной массой. Тут и там маячат фигуры регулировщиков в коричневых шинелях и форменных фуражках или шапках, которые активно машут руками и помогают водителям отъехать или найти свободное место.

Сначала нам показалось, что свободных мест нет — настолько все это выглядело страшно! Но наш водитель уверенно подрулил к въезду и принялся активно «бибикать» привлекая чье-то внимание.

Тут же откуда-то нарисовался регулировщик, что-то коротко спросил у водителя через приопущенное стекло и, встав впереди, начал яростно махать руками, медленно двигаясь вперед.

И — о чудо! — дорога перед нам стала как-то сама собой расчищаться, водители стоящих авто раздвигались и пропускали нас внутрь этого стояночного «монолита»… Мы, глядя на это безумие, дружно охнули — «Как выезжать-то потом будем?!.»

Но наши местные «гиды», глядя на наше волнение, только рукой махнули — «Не волнуйтесь, все пучком! Тут так всегда! Нормально выедем — так же, как заехали!»

И действительно — после пары часов «экскурсии» по ТЦ, мы нашли наш минивэн в самой глубине парковочной трясины, зажатый со всех сторон бортами других таких же «экскурсантов». Водитель преспокойно ждал нас, коротая время в телефоне. И, как только мы погрузились, материализовавшийся чудо-регулировщик в мгновение ока вытащил нас на проезжую часть…

Честно говоря, сие действо, граничащее для нас с какой-то магией, произвело на всех нас гораздо более сильное впечатление, нежели посещение большого и шикарного торгового центра.

Торговые центры мы и раньше видели! Но вот чтобы так была устроена парковка — никогда!

И самое поразительное — все эти эволюции с разъездами, заездами и выездами происходили абсолютно мгновенно, и, что называется, «без шума и пыли», каких-то взаимных претензий или неуважения к окружающим участникам движения.

Китайцы точно знали, что, пропуская соседей, они подготавливают почву для того, чтобы те потом пропустили их. И все дружно заботились о том, чтобы помочь проехать тем, кому надо въехать или выехать.

Никаких «меряний крутизной» в стиле «моя тачка круче» и «а ты кто такой» или «не видишь — люди стоят?!» не было и в помине. А было какое-то тотальное взаимное уважение. Никак не связанное со стоимостью авто и толщиной золотого браслета на руке хозяина.

Нас, например, на самом выезде подпер дорогущий «Кадиллак» с номерами, стоившими еще дороже самой машины, собиравшийся припарковаться, который тем не менее, после взмаха руки регулировщика, тут же покладисто сдал назад и дал нам выехать.

Все это вызвало у нас такой «разрыв шаблона», что запомнилось, как одно из самых ярких впечатлений от той поездки.

И подумалось, что все эти исторические достопримечательности и культурные памятники — это, конечно, хорошо! — но вот именно в такие места и надо делать самые интересные ознакомительные экскурсии для гостей Поднебесной с тем, чтобы помочь им окунуться в настоящую атмосферу китайской культуры.

Увидеть это действо — не постановочное и специально устроенное для туристов, а натуральное, происходящее, что называется, в естественной среде обитания китайских водителей — вот настоящее погружение в культуру страны!

Все это, безусловно, было очень непривычно и, порой, совершенно непонятно. Но почему-то нам через некоторое время перестало казаться, что «там у них все не так» и «они ездить не умеют». Умеют. Просто делают это не так, как мы привыкли.

И, пожалуй, некоторым моментам и особенностям, привычным им и необычным для нас, можно было бы и поучиться. Например — взаимному уважению на дорогах. Готовности подумать не только о своем удобстве. И постоянному вниманию к окружающим и их движению — порой даже в ущерб разметке, знакам и правилам. Причем — эта тенденция справедлива и для стражей порядка.

Но об этом — в другой раз, поскольку это уже будет немного другая история!

Автор – Алексей Цыганков.

Как и чем обработать контакты от окисления в автомобиле, обзор популярных средств.

Как исправить ошибку U1900 на автомобилях Форд Фокус и почему это важно вовремя делать.

Из-за чего может возникать вибрация при движении на определенной скорости https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/vibraciya-na-skorosti.html и как устранять такие недостатки.

Видео – особенности вождения автомобиля в Китае:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


8 комментариев к “Китайские водители и особенности вождения автомобиля в Китае”

  1. Это все называется уважение. Так и нужно делать везде. У нас же некоторые водители специально тебя не пропустят вплоть до столкновения. Ну вот если ты видишь, что спереди кто-то сломался, ну пропусти, мне то куда деваться? Но нет. Таких вот я не понимаю.

    Ну и кстати с двойным сигналом при обгоне — это они хорошо придумали. Так как водителя может клонить в сон, а ты двойным сигналом заставишь его быть внимательнее.

    Ну и да, водят в разных странах вообще непохоже друг на друга. Достаточно съездить даже в Грузию. Там сигналят друг другу все, но это больше особенности менталитета. Те же армяне гораздо спокойнее.

  2. Могу подтвердить. Был несколько лет назад в Китае. Поразило уважительное отношение друг к другу среди участников дорожного движения. И с парковками так все отрегулировано. Никакого хаоса и сумбура. Каждый метр определен, и при этом нет проблем с въездом и выездом. Я еще тогда подумал, что стоило бы этому поучиться нам. Порядок и доброжелательность на дороге крайне важны.

  3. Не вижу смысла подавать звуковой сигнал при обгоне или опережении. Такие гудки только утомляют всех, вот когда ты видишь, что водитель, обгоняемого тобою автомобиля, начинает лезть в твою полосу, вот тогда и надо гудеть, я, кстати, именно так и поступаю.
    Что касается вежливости китайских водителей, в Китае такое огромное население, что если оно будут вести себя по-хамски на дорогах, то Китай встанет в одну сплошную пробку.

  4. Пропускать через одного из вставшей полосы, это очень разумное и вежливое поведение, много где так делают, организация парковки впечатлила, а вот ночное бибиканье при опережении штука спорная, это привыкать надо, что бы не дергаться, когда внезапно услышишь.

  5. Сам не один раз сталкивался с уважением друг к другу на дорогах, не важно, какой у тебя автомобиль. А еще, если ты едешь по левой полосе, у нас в провинции Ляонин постоянно работает левый поворотник. Очень понравились шумовые полосы, сразу просыпаешься.

  6. Некоторые особенности вождения могут быть обусловлены существенным отличием условий жизни в другой стране. Например, тот же Китай значительно перенаселен. В условиях перенаселения и формируются способы вождения, описанные в статье. В России пока не возникло к тому предпосылок. Но абсолютно точно, что взаимного уважения на дорогах нам явно не хватает.

  7. Да везде есть свои уникальные особенности. Есть хорошие водители, есть плохие. Если взять даже первую ситуацию со шлагбаумом, то и у нас бы пропустили. Да, не так организовано конечно, но все бы тоже рассосались по другим рядам. Ну один не пропустил, ну второй, третий обязательно пропустит. Я лично всегда пропускаю, особенно если не лезут в наглую. Если прямо лезут несмотря не на что, могу не пропустить.

    Есть страны где вообще не пропускают даже пешеходов. В той же Грузии непонятное для меня движение было, слишком уж много сигналят по пустякам. Главное реально уважать друг друга и все будет хорошо.

  8. Культура везде разная и стиль вождения тоже. Я когда приезжаю в другую страну, то с неделю наверное привыкаю только. И то всех тонкостей понять невозможно. Хуже всего водить в Азии — Тайланд, Вьетнам. Еще конечно много специфики в Индии, там вообще непонятно что делать. А по Китаю каких-то серьезных проблем не было.

    Там видят, что ты иностранец и пропускают без проблем. По крайней мере если показать поворот, любой остановится. Я какой-то откровенной наглости просто не видел.

    А уж какие там современные машины, у нас на дороге таких не встретишь вообще. Особенно это касается электричек. Их там очень много.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).