Вспоминая пережитое, не могу понять, как решились мы на то авантюрное путешествие – отправиться в магазин за 600 км. Предполагая, что вероятность что-то купить – 50%. К тому же зимой и на старой машине.
Современная молодежь вряд ли догадывается, что в конце 80-х и начале 90-х бытовая техника у нас в стране была большим дефицитом. На нее записывались в очередь, а потом отмечались месяцами. Какие-то вещи можно было купить в свободной продаже, но появлялись они на прилавках внезапно и за ними часами стояли в очередях.
Поводом для поездки послужило известие мужа о том, что в упомянутом ниже поселке частенько по определенным числам месяца продается «по живой очереди» бытовая техника.
Валерий узнал об этом от девушки из поселка Октябрьский Архангельской области, с которой случайно познакомился на улице. Она приезжала в Архангельск в гости к родственникам, но заблудилась и пыталась с помощью прохожих найти записанный в блокноте адрес.
Пока добирались до нужного дома, разговорились. Каждый поделился мнением о житье-бытье в своем населенном пункте и нехватке на прилавках товаров. Девушка дала адрес своей квартиры, предложив зайти к ней в гости, если останется время после посещения магазина до отправления автобуса.
Нам позарез была нужна стиральная машина взамен отданной свекровью старенькой неавтоматической и не имевшей центрифуги. Но доставлять ее посредством междугороднего автобуса было, мягко говоря, неудобно. Зато счастливым арендатором автомобиля (да еще с багажником на крыше) оказался друг мужа Сергей. Вот Валера и поделился заветной информацией с ним.
Тот посоветовался с супругой, но она предпочла остаться с детьми дома. Думаю, его супруга не отказалась бы от кухонного комбайна, да и сам он планировал купить видеомагнитофон или что-нибудь другое себе или для перепродажи. В итоге решили, что поедем втроем, разделив на всех расходы на бензин.
Да и разве были другие варианты? Случайная знакомая не могла заранее узнать, когда и что будут продавать. Даже если попросить ее сходить до магазина и при наличии товара позвонить, то пока добираешься, скорее всего, закончится распродажа. Стоять же в очереди она не могла, поскольку не с кем было оставить ребенка.
Следует сказать, что Валерий с детства мечтал управлять автомобилем. Поэтому после школы получил диплом автослесаря и в юности несколько лет занимался картингом, но все же езда по выделенной специально для этого трассе и магистрали со знаками, пересечениями и помехами – далеко не одно и то же. Однако обучения на права он не проходил, поскольку автомобиля у нас еще не было. Здесь нужно пояснить, почему.
Наверное, нынешней молодежи кажется фантастикой то, что в Стране Советов города проектировались и строились в расчете на общественный транспорт и автомобилей выпускалось немного.
Из-за закрытых границ иномарки в магазинах не продавались, а обычным гражданам невозможно было выехать за пределы государства и купить их за рубежом.
Между тем с модным трендом на строительство дач спрос на собственные транспортные средства возник такой, что очереди растягивались на десятилетия.
Например, мои родители накопили на банковском счете деньги на покупку собственного «жигуленка», но новый автомобиль купить так и не успели. Хорошо, что до обесценивания денег дядя, как ветеран войны, успел приобрести новую легковушку (у льготников очередь двигалась гораздо быстрее), а им продал свою прежнюю – бережно эксплуатируемую «Ниву»…
Кстати, некоторым везунчикам удавалось продавать б/у автомобиль даже дороже заводской цены на новый автомобиль (в силу дефицита машин).
Другу мужа Сергею удалось уговорить пожилого родственника и оформить доверенность на управление видавшим виды «Москвичом-412». Он получил права и периодически оттачивал навык вождения, совершая небольшие поездки на работу и по другим маршрутам с небольшим движением. Благо тогда улицы Архангельска загружены были преимущественно в часы «пик» и обычно те, по которым проходили маршруты автобусов.
В молодости многие легки на подъем, и мы с мужем не оказались исключением. Накануне ближайшего из рекомендованных девушкой дней поехали в Октябрьский на «Москвиче», которым управлял Сергей.
Оба мужчины не были сорвиголовами, и, отправляясь в путь, я была уверена, что напрасно рисковать они не будут. Стартовали вечером после работы, взяв на следующий день отгул, а потом были выходные, так что предусмотрели запас времени при случае непредвиденных задержек в пути. Тогда не было круглосуточных магазинов при заправках, поэтому с собой прихватили термос с кофе и перекусы.
Начало оказалось удачным. «Барсик» «на ходу», дорога расчищена. В междугородних поездках на меня обычно непреодолимо нападает сон. И тут засыпанию ничто не мешало – до «белых ночей» далеко и вместо живописных пейзажей за стеклами кромешная тьма. Печка грела исправно, и удалось часа два поспать на переднем сиденье.
Где-то у Холмогор (откуда Великий земляк Михайло Ломоносов начал исторический путь в Москву) я проснулась. Потому что голова наклонилась вперед, и начала затекать шея. Закономерно, ведь сиденье могло стоять только вертикально. К тому же для искателей приключений еще не сконструировали современные удобные подголовники.
Я пробовала менять положение. Но не удавалось долго поспать ни наклонившись к двери, ни повернувшись боком к сиденью. Возможно, мои попытки найти удобную позу «заразили» водителя, и он начал бороться с приступами дремоты периодическим выключением печки и покуриванием в приоткрытую форточку.
Зато я проснулась – то ли от запаха никотина, то ли от порывистых притоков свежего воздуха. И на меня навалилась новая напасть – передалось напряжение вцепившегося в руль Сергея. Полагаю, что причинами его скованности были недостаток опыта (впервые двинулся в столь длительный путь) и (о чем он поведал позже) проблема с тормозами, которые стали плохо слушаться.
Надо понимать, что плотный снег хоть и сглаживал неровности М-8, но строилась она в ускоренные сроки как дорожными рабочими, так и силами разномастных специалистов. Поэтому по качеству далека от идеала.
Вскоре остановились для разминки. Констатировали, что дорога стала пустынней: встречного транспорта не густо, да и нас редко кто обгонял. И мужчины поочередно вели машину, подтормаживая на поворотах двигателем. Разгоняться опасались, поскольку на южных участках растаявшее днем полотно на ночном морозце обледенело.
После остановки я пересела на заднее сиденье. И на своей шкуре узнала, что там ощутимо холоднее. Но лежать, хоть и скрючившись, все же было комфортней. Мне дали полушубок, прикрыв им ноги, я незаметно для себя провалилась в сон…
Разбудило странное чувство полета. Открыв глаза и сев, поняла, что это наяву. Перед лобовым стеклом дорога плавно скользила и вдруг стала навязчиво уходить влево. По команде «Выпрыгиваем!» мы мгновенно открыли левые дверцы и выскочили наружу. Непонятно, как выбрался Валера с правого сиденья, но он тоже успел оказался на обочине. А машина, как в замедленном кино, съехала в кювет и остановилась.
Мы оцепенело смотрели на нее и не знали, что делать дальше. Потом прошлись по обочине вдоль нее, гадая, крепкий ли лед. А он вдруг с треском разломился, и «Москвич» провалился в воду до уровня стекол.
Огляделись. Кругом темнота, огней населенных пунктов не видно и неизвестно, сколько до них идти. Ведь атлас дорог остался в машине, а сотовых телефонов у граждан тогда не было. Решили двигаться вперед, так как стоять холодно. Повезло, что мимо ехал попутчик и нас довез до нужного поселка.
Мы купили что-то к чаю и пришли в гости к давшей адрес девушке. Отогрелись и с открытия посетили промтоварный магазин. Но ничего не купили. Пообедали в столовой и вернулись домой на автобусе.
Валере отгулов не дали, и я не знаю, как Сергей достал автомобиль из воды и доставил домой. Только родственник больше ездить на нем не позволил.
Мой бывший супруг давно забыл об этой давней истории. Даже не мог сказать, куда и зачем мы ехали. А когда я напомнила о ней неделю назад, назвал нас дураками и заявил: «Сейчас на подобной машине, да еще по такой дороге я бы ни за что не поехал».
С первым и вторым «Д» я с ним согласна, но до той поездки я ездила только на общественном транспорте и никогда не вглядывалась в дорожное полотно. А относительно технического состояния автомобиля, то в этом, как большинство обычных женщин, я до сих пор не разбираюсь.
Автор – Татьяна Северная.
Сейчас существует столько эмблем автомобилей со всего мира, что редко, кто их знает все.
Что рекомендуется делать в тех случаях, когда автомобильная сигнализация срабатывает сама по себе.
Из-за чего может появляться https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/podveska/stuk-v-perednej-podveske.html стук в передней части автомобиля на кочках.