Должностная инструкция водителя автомобиля

Должностная инструкция — это документ, существенно упрощающий обусловленные трудовым договором отношения работника и работодателя. Теоретически без инструкции обойтись можно — Трудовой Кодекс не утверждает, что её необходимо составлять в обязательном порядке.

работа водителем

Но практика показывает, что чем более подробно и тщательно она написана, тем реже возникают спорные моменты, отнимающие время и тормозящие процесс исполнения должностных обязанностей.

Водитель автомобиля — не менее ответственная должность, чем менеджер или специалист в какой-либо области, и наличие чёткой инструкции для него крайне важно.

Для чего нужна должностная инструкция водителя автомобиля

Этот документ подробно описывает все обязанности и права водителя, а также ответственность, которая возникает при осуществлении его профессиональной деятельности.

По сути, она призвана доходчиво объяснить человеку, управляющему авто, как и для чего он должен это делать, какие у него есть полномочия, какими будут последствия некачественной работы или допущенных злоупотреблений.

Всё это, в свою очередь, преследует конечную цель: стабилизировать и оптимизировать рабочий процесс. Если водителю не ясны какие-то отдельные моменты, он может придти к неверным выводам и, соответственно, принять и осуществить нерациональное решение.

Общая должностная инструкция водителя

К общим положениям можно отнести следующие:

  • Назначается на должность, смещается с должности водитель на основании приказа генерального директора организации;
  • Подчиняется либо лично генеральному директору, либо руководителю отдела или другого структурного подразделения;
  • Если по какой-то причине он отсутствует, то его права и обязанности временно передаются другому работнику;
  • На должность водителя может быть назначено только лицо, обладающее водительскими правами минимум категории В и стажем вождения от 2 лет.

Обязан знать:

  • ПДД и штрафные санкции, полагающиеся за их нарушение;
  • главные технические характеристики и устройство автомобиля в целом, предназначение, устройство, общий принцип работы и способы обслуживания агрегатов, узлов и приборов автомобиля;
  • правила эксплуатации автомобиля, всестороннего ухода за ним, поддержания его в удовлетворительном и пригодном для использования состоянии;
  • признаки, основные причины и возможные последствия неисправностей, которые могут появиться при эксплуатации транспортного средства, наряду с этим — методы их обнаружения и исправления;
  • основы осуществления технического обслуживания автомобилей.

Руководствуется в своей деятельности:

  • положениям законодательных актов России;
  • Уставом организации и правилами принятого в организации трудового распорядка (а также другим актами компании, если такие есть);
  • приказами и распоряжениями руководства;
  • и положениями собственно должностной инструкции.

Должностные обязанности

В инструкции должны быть обозначен примерно такой список обязанностей:

  • Он следит за технической исправностью закрепленного за ним транспортного средства;
  • Предпринимает все действия, направленные на сохранность ТС и всех ценных вещей, которые лежат внутри. Это означает, что водитель не должен бросать авто без присмотра, непременно ставит автомобиль на сигнализацию во всех случаях, когда покидает его, следит за исправной блокировкой дверей во время поездки;
  • Непосредственно управляет автомобилем, и делает это со всей осторожностью, чтобы устранить угрозу жизни и здоровью пассажиров и обеспечить технически и эксплуатационно удовлетворительное состояние самого автомобиля;
  • Контролирует техническое состояние доверенной ему машины. Когда нужно, выполняет своими силами необходимые работы, направленные на обеспечение его безопасной эксплуатации;
  • В предусмотренные сроки проводит ТО в сервисном центре;
  • Следит за чистотой в салоне и ухаживает за составными элементами авто с применением всех соответствующих средств;
  • Не употребляет в ходе рабочего процесса алкоголь, а также наркотические или психотропные вещества;
  • До поездки составляет подробный маршрут следования и согласовывает его со своим начальником;
  • Помечает в путевых листах составленные маршруты и прочие технические подробности: например, километраж пройденного пути и расход бензина (или иного топлива);
  • Ежедневно после истечения рабочего времени ставит автомобиль на охраняемую стоянку или в гараж;
  • И, наконец, в отдельных случаях выполняет служебные поручения, полученные от начальства.

Права

Водитель обладает правами:

  • Требовать от пассажиров неукоснительного выполнения правил дорожного движения;
  • Получать различную нужную ему для осуществления своих обязанностей информацию;
  • Сообщать начальству свои предложения относительно улучшения рабочего процесса, а также повышения уровня безопасности при эксплуатации автомобиля;
  • Требовать от руководства поддержания оптимальных условий в процессе осуществления своих должностных обязанностей;
  • Принимать и осуществлять решения в рамках своей компетенции.

Ответственность

В каких же случаях и за что именно он несёт ответственность?

  • За невыполнение или недостаточно профессиональное, некачественное выполнение своих, прописанных в инструкции, должностных обязанностей;
  • За небрежность в соблюдении актуальных инструкций, приказов и распоряжений, относящихся к необходимости сохранения коммерческой тайны и любой прочей конфиденциальной информации, не подлежащей разглашению;
  • За нарушение правил принятого трудового распорядка, в случаях нарушения трудовой дисциплины. Некачественное соблюдение правил техники безопасности, в том числе и противопожарной безопасности, тоже в зоне ответственности водителя.

Скачать образец должностной инструкции водителя автомобиля в формате word можно ЗДЕСЬ (файл   33 кБ)



 

Должностная инструкция водителя автомобиля скорой медицинской помощи

Конечно, в своей работе водитель автомобиля СМП должен придерживаться стандартных, общих положений, которые были обозначены выше. Однако специфика медицинской сферы диктует свои условия и требования.

санитар-водитель

Важнейшее из этих требований заключается в том, что водитель должен обладать минимальными медицинскими навыками. Ему не нужны диплом медицинского ВУЗа и умение орудовать скальпелем, но пройти спецподготовку по оперативному оказанию первой медицинской помощи придётся обязательно.

Кроме того, список стандартных требований расширяется за счёт специальных — таких, как знания:

  • правил использования применяемого медицинского оборудования и медицинских инструментов;
  • правил техники безопасности при эксплуатации медицинских инструментов, приборов и прочего оборудования;
  • психологии профессионального общения;
  • основ медицины катастроф;
  • о санитарно-гигиеническом содержании медицинского салона.

Крайне важно для водителя автомобиля СМП уметь выбрать маршрут, по которому можно добраться до адреса максимально быстро. Вместе с фельдшерами он должен быть готов перенести и погрузить в машину пациента, а затем помочь выгрузить его в больнице.

Врачу бригады водитель при необходимости помогает наложить жгуты и перевязки, настроить и приготовить к использованию специальную медицинскую аппаратуру. А ещё он должен тщательно следить за применением норм личной гигиены — это имеет особое значение, потому что стерильность является непреложным условием при работе в медицинской среде.

Скачать образец должностной инструкции санитара-водителя  можно ЗДЕСЬ (файл в формате word, 58 кБ).

Отличия в должностной инструкции водителя грузового автомобиля

Основная задача водителя — доставка грузов. Для этого нужны специальные навыки и опыт вождения от трёх лет. Также в должностной инструкции должны быть прописаны детальные требования в зависимости от типа груза. В любом случае, водитель грузовика, в отличие от водителя легкового авто, должен тщательно проверять техническое состояние машины перед каждым выездом.

Ещё один немаловажный пункт, который стоит указывать в инструкции — об обязательном ежедневном медицинском осмотре. Габариты и вес грузового автомобиля обуславливают повышенную опасность в отношении всех участников дорожного движения, и если состояние здоровья водителя неудовлетворительно, риск ДТП с масштабными последствиями возрастает до недопустимых размеров.

ДИ для тех, кто управляет легковым автомобилем

Водитель легкового автомобиля специализируется в основном на перевозке людей, документов либо лёгких, малогабаритных грузов. К нему не предъявляется каких-то особых требований помимо общих.

Дополнительные положения включаются в инструкцию руководством организации, в которой работает водитель, только в соответствии с конкретной ситуацией.

В целом же профессиональная деятельность водителя легкового автомобиля вполне достаточно регламентируется нормами общей должностной инструкции казанной выше.

Подводя итоги

Должностная инструкция водителя автомобиля — документ, принципиально важный для регулирования рабочего процесса этого специалиста. Она должна содержать информацию о требованиях к водителю, а наряду с этим — сведения о его должностных обязанностях, правах и ответственности.

При этом разделы, посвящённые правам и ответственности, обычно унифицированы и не требуют корректировки, а вот обязанности должны быть обозначены как можно более подробно и четко. Это позволит свести к минимуму риск возникновения проблемных ситуаций и оптимизирует рабочий процесс.

Специалисты, управляющие грузовыми автомобилями и машинами скорой медицинской помощи, должны обладать специальными навыками. От них также требуется больший относительно водителей легковых авто опыт вождения.

Главное дополнительное требование к водителям машин СМП — умение оказать первую медицинскую помощь и навыки пользования медицинским оборудованием. Для водителей грузовиков прежде всего важно прохождение ежедневного медицинского осмотра и качественное техническое обслуживание автомобиля. Все эти особенности должны быть указаны в должностной инструкции подробнейшим образом.

Не все водители задумываются какая у них автомобильная аптечка, срок годности входящих в неё компонентов не проверяют, а зря.

Профессиональные водители досконально знают дорожные знаки и их обозначения.

О новом порядке проведения https://voditeliauto.ru/novosti/novyj-poryadok-provedeniya-predrejsovogo-medicinskogo-osmotra-voditelej-s-1-maya-2015-goda.html предрейсового медицинского осмотра водителей.

Видео — о сложных моментах, которые возникают во взаимоотношениях водителей с работодателем:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


15 комментариев к “Должностная инструкция водителя автомобиля”

  1. Ну а как же иначе? Водитель — это профессия, для которой просто обязана существовать инструкция. В случае штатных и нештатных ситуаций водитель должен руководствоваться именно этим документом

  2. Специфика нашей работы такова, что в должностных инструкциях водителей мы расписываем все очень подробно. Даже то, что нельзя курить в салоне, быть опрятно одетым, а летом не ездить с голым торсом. Ну и конечно же стаж вождения автомобиля от 5 лет.

  3. Проблема в том, что хоть и инструкции существую, но мы люди по своей природе часто их игнорируем или работаем по своим правилам. Дисциплина, вот что нам так не хватает в разных сферах деятельности, включая водителей.

  4. В любых ситуациях человек, который ответственный за своих пассажиров или за то как он ведет себя на дороге, обязан вести себя в соответствии с инструкциями и предписаниями. Проблема в другом, а именно в том, что мы часто их игнорируем или списываем на случай.

  5. Надо же, а я и не знал, что водитель Скорой должен обладать некими медицинскими навыками и разбираться в медицинском оборудовании. Их что, из бывших фельшеров набирают или специально обучают перед работой?

  6. Это дело давно уже пора регламентировать и привести к общему знаменателю. А то здесь сплошная неразбериха. Так же как и в использовании служебного автомобиля. Вот, например, я лично водителем не работаю, но периодически пользуюсь служебным автомобилем. И здесь тоже нет никаких внятных инструкций: как быть со страховкой, нужна ли доверенность, путевой лист и пр.
    Правда, как показывает практика, у нас часто все эти новые «должностные инструкции» вносят ещё больше путаницы.

  7. В статье хотелось бы увидеть порядок разработки и утверждения такого документа. Ведь это также представляет интерес, и важно в конкретных производственных условиях.

  8. Обязанности это хорошо, и правовые нормы тоже. С такими документами злобные работодатели не смогут накладывать все огрехи на водителя, но скорее всего такие начальники просто от этого откажутся.

  9. Должностная инструкция должна быть обязательно и водитель должен хорошенько её изучить в самом начале работы, на берегу так скажем. Он будет чётко понимать что должен делать в той или иной ситуации. И работодатель будет понимать за что ему поощрять водителя, а за что наказывать.

  10. Так нет, если нет должностной инструкции водителя можно по сути уволить, наказать только за прогул и пьянку на рабочем месте. А тот же выговор объявить сложно, потому что конкретные трудовые обязанности точно нигде не зафиксированы.

  11. Иногда в должностной инструкции так много пишут, что если следовать всему, то некогда основную работу выполнять. Считаю, что она нужна, но тщательно продуманная.

  12. Должностная инструкция создана на уровне законодательства и необходима для решения каких либо споров по КЗОТ, аварийным ситуациям и т.п. Исходя из ситуации, суд всегда будет учитывать данную инструкцию. Незнание ее не освободит от ответственности.

  13. Работа водителя в настоящее время регламентирована множеством законодательных актов, которые определяют его поведение во время работы на дорогах, при погрузке и разгрузке, транспортировке грузов, перевозке пассажиров и т. п. и т. д. Но законом не предусматриваются конкретно относящиеся к водителю правила взаимоотношения с предприятием. Кто назначает и увольняет, кто дает и контролирует наряды на выполнения работ, порядок внутреннего распорядка, правила краткосрочного отдыха и множество других правил деятельности водителя на конкретной работе. Если на предприятии существуют четкие инструкции взаимоотношений с конкретным водителем это правильно, они помогут избежать не нужных разборок и споров.

  14. Почему-то, в общей должностной инструкции больше ответственности и обязанностей. Вот права водителей написаны обобщенно, хотя в каждом пункте должна быть расшифровка (подпункты) – к примеру, нет основных требований по условиям труда (все переведено как бы в просьбы и предложения, но не требования). Просто в Союзе договора заключались при участии профсоюзов, теперь эта организация как таковая утратила силу, хотя и существует.

  15. Работаю водителем долго, в должностной инструкции при поступлении расписываюсь всегда, что знаком, а вот читаю редко. В жизни главное четко исполнять распоряжения начальства и доставлять груз в целости и сохранности и вовремя.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).