Как самостоятельно прокачать тормоза одному или с помощником

При правильном уходе за тормозной системой автомобиля нужно следить не только за состоянием колодок и дисков, но и за уровнем тормозной жидкости, которая обеспечивает нормальную работу системы.

как правильно прокачать тормозную систему

К сожалению, тормозные шланги и соединения подвержены механическим повреждениям, из-за чего жидкость частично покидает магистраль, а освободившийся объём занимает воздух, который мешает оставшейся жидкости циркулировать по шлангам. Поэтому многие автовладельцы знают, что в таких случаях требуется прокачка тормозов для удаления воздуха из системы.

Как часто менять тормозную жидкость и в каких ситуациях нужна прокачка системы

«Завоздушенность» тормозных магистралей даёт о себе знать в самый неподходящий момент. Педаль тормоза резко провисает вниз почти до пола, и её нажатие не полностью задействует колодки и суппорты в колёсах. Грубо говоря, если такое случится в движении, автомобиль не сможет нормально затормозить.

В любой машине нужно периодически менять тормозную жидкость и сроки её замены обычно укладываются в пределы 40 — 60 тысяч км пробега или двух лет. Также их может устанавливать фирма-производитель в руководстве по эксплуатации транспортного средства. Бывает, что и в результате этой операции в магистрали возникает воздушная пробка, препятствующая нормальной работе.

Видео — как прокачать тормоза на любом автомобиле за 10 минут в одиночку:

Кроме того, тормозная жидкость постепенно впитывает в себя воду, которая неизбежно образуется в системе, из-за чего её температура кипения снижается. Из-за этого при резком торможении суппорты могут не сработать. Педаль уже не так жёстко «схватывает», что становится опасным. Вот это крайний показатель того, что тормозную жидкость пора менять. Прокачка системы при этом просто мера предосторожности от попадания воздуха.

Какие есть нюансы

Для прокачки тормозов сейчас есть достаточно много способов, большинство из которых сводится к применению простых, но эффективных приспособлений, сделанных самими автолюбителями из подручных средств. К этому мы ещё вернёмся. Сначала нужно разобраться с нюансами прокачки тормозов на машинах с ABS и без неё.

Как видите, есть два пути образования воздуха в тормозных магистралях: разгерметизация шлангов и образование паров «состарившейся» жидкости. Прежде, чем что-то менять, нужно узнать ответы на два главных вопроса: когда в последний раз меняли тормозную жидкость и герметичны ли шланги и места их соединений. Не лишним будет проверить на целостность главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель.

Смешивание тормозных жидкостей недопустимо, потому что основные их разновидности по классификации DOT созданы с учётом различной тепловой нагрузки, а при смешивании их полезные свойства значительно снижаются. Кроме того, от агрессивного воздействия смеси страдает материал, из которого сделаны тормозные патрубки и уплотнители.

На первый взгляд прокачивать систему просто, но нужно трезво оценить свои силы. Если вы не уверены в себе, то обратитесь лучше на СТО, потому что с неисправными тормозами ездить вообще запрещено, да и неизвестно, будут ли они работать после неправильной прокачки. Рисковать не надо. Либо работаете сами (если уверены в своих силах), либо зовёте на помощь специалистов.

Классический способ прокачки тормозной системы — это прокачка вдвоём с помощником. Мы же сначала рассмотрим тот случай, если помощи ждать не от кого. Предположим, что ваша машина не имеет ABS.

Как можно прокачать тормоза одному

1. Очистите штуцеры тормозных цилиндров от накопившейся грязи и снимите с них резиновые заглушки.

2. При необходимости долейте тормозную жидкость в специальный бачок.

3.  Возьмите газовый упор, которым обычно фиксируется капот в машине. Нажмите педаль тормоза и оставьте её нажатой, закрепив между педалью и сиденьем упор.

4. После установки стравливаем тормозную жидкость вместе с воздухом из тормозного цилиндра колеса. Газовый упор в этот момент примет нужное положение, вжимая педаль в пол. Все эти процедуры проделываются с каждым цилиндром отдельно, пока жидкость и воздух не выйдут из магистралей.

Теперь можно поговорить про более надёжные способы, требующие наличия инструментов, материалов и смекалки. У настоящего российского водителя всего этого имеется в достатке. В качестве приспособления для прокачки тормозов, понадобится: ещё крышка бачка тормозной жидкости, шприц и канистра.

Видео — самостоятельная прокачка тормозов без помощников на Nissan Almera N16:

Дальше всё очень просто. Шприц вставляется внатяг  в крышку бачка и «запечатывается» герметиком, затем это приспособление накручивается на тормозной бачок, а в шприц предварительно набирается тормозная жидкость.

Откручиваем щтуцер на выходе того контура, который подлежит прокачке. Устанавливаем емкость для сбора вытекающей тормозной жидкости. Затем шприцом нагнетаем тормозную жидкость. Всё. Воздух в систему при таком способе никак не попадает, конечно, при условии, что все соединения герметичны.

Последовательность прокачки тормозов зависит от марки автомобиля. В большинстве случаев на машине без ABS она должна быть такой:



 
  1.  Тормозной цилиндр или суппорт заднего правого колеса.
  2.  Тормозной цилиндр или суппорт заднего левого колеса.
  3.  Суппорт переднего правого колеса.
  4.  Суппорт переднего левого колеса.

 При наличии в вашем автомобиле распределителя тормозного усилия по осям или «колдуна», поршень колдуна нужно переместить в крайнее положение, чтобы пропускная способность тормозных магистралей во время прокачки была наиболее высокой. После прокачки поршень выставляется на место.

Вместе с помощником

Как и в предыдущем случае каждое колесо прокачивают отдельно.

  1. Снимается защитный колпачок выпускного клапана колесного тормозного цилиндра, на него надевается любой подходящий шланг. Подойдёт даже от медицинской капельницы. Один конец шланга надевается на клапан, а второй опускается в канистру с тормозной жидкостью.
  2. Помощник должен нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока она не станет ощутимо сопротивляться.
  3. После этого педаль тормоза удерживается в нажатом состоянии для создания давления в системе.
  4. Ослабьте немного выпускной клапан тормозного цилиндра, чтобы в ёмкость через шланг поступала жидкость.
  5. После того, как давление упадёт, закройте клапан.
  6. Повторяйте шаг №2 пока не выйдет воздух.Верните защитный колпачок на клапан тормозного цилиндра.
  7. Проделайте все операции для остальных колёс.

Если у вас ABS

1. Прокачать тормозную систему без сторонней помощи возможно, если насос, гидроаккумулятор и гидромодуль с клапанами находятся в одном узле. Процесс полностью аналогичен обычной прокачке без антиблокировочной системы.

Для начала надо отключить систему АБС, вынув предохранитель. Лампочка на панели приборов будет показывать прогресс выхода воздуха из системы. Когда лампочка погаснет, прокачку можно закончить.

2. С помощью диагностического сканера: это прибор для чтения данных с блока управления системой. Это вариант для другого типа АБС, в котором гидроаккумулятор и гидромодуль располагаются в разных узлах.

При наличии прибора прокачку можно осуществить своими силами. Если же возникают трудности при эксплуатации прибора, то оптимальным решением будет обращение в сервис технического обслуживания за помощью специалистов.

3. Специализированная помощь: если АБС работает в связке с системой ESP или SBC, единственным вариантам будет обращение в автосервис.

Последовательность самостоятельной прокачки тормозов

Правильная прокачка подразумевает выполнение действий в строго определенном порядке: слева направо сначала передние колеса, затем задние. Чтобы контролировать объем залитой тормозной жидкости, рекомендуется зафиксировать оставшиеся количество в расширительном бачке. Крышку бачка теперь можно открыть.

Видео — как прокачать тормоза и заменить тормозную жидкость на автомобиле Ауди А6:

Следующий шаг — проверить резьбовое соединение штуцера на наличие ржавчины. Если она имеется, то надо смазать его жидкостью WD-40. Если после смазки проворачивание штуцера затруднительно, то следует обратиться в сервис технического обслуживания, чтобы не нарушить резьбу. Если же с резьбой нет проблем, то проворачиваем штуцер прокачки.

Для удобства можно поставить автомобиль на эстакаду или открутить колесо. К штуцеру подсоединить прозрачный шланг. Другой конец опустить в пустую бутылку или другую емкость для жидкости.

Затем напарник должен многократно отжимать тормозную педаль пока нажатие не станет тугим. Педаль отжимают до упора и фиксируют. Затем надо открутить штуцер. Сделать это можно ключом. Когда педаль отожмется до пола, закрутить обратно штуцер и освободить педаль.

Чтобы система не набрала воздуха, надо не забывать следить, чтобы не закончилась тормозная жидкость и периодически ее подливать. Когда уровень жидкости опустится до патрубка, закрутить штуцер до конца.

Использованную тормозную жидкость заливать обратно нельзя, только новую. Для остальных колес прокачка тормозной системы проводится аналогично. В результате правильно сделанной прокачки свободный ход тормозной педали примерно 30% от полного хода.

По окончании полной прокачки залить жидкость до той отметки, которую делали ранее, закрыть крышку, затем подключить предохранитель. Рекомендуется проверить всю тормозную систему: тормозные шланги и их соединения, хомуты и жидкость в бачке.

После прокачки необходимо протестировать работу тормозов. При заведенном двигателе, удерживать несколько секунд тормоз нажатым. Затем протестировать срабатывание тормоза: в ходе движения совершать кратковременные нажатия на тормоз, после сделать полную остановку. При включении АБС педаль будет реагировать незначительными толчками.

Заключение

Данная статья не является истиной в последней инстанции, поэтому, если вы сомневаетесь в том, правильными ли будут ваши действия нужно обязательно проконсультироваться со специалистом, либо с владельцем точно такой же машины как у вас.

Если вы уверены в своих силах и умении, то совсем не обязательно обращаться в сервисный центр и платить немалые деньги за не самую сложную процедуру.

Полезно проверить ограничения на авто перед его покупкой.

Почему может быстро разряжаться аккумулятор автомобиля.

Датчик холла в автомобиле https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/kak-proverit-datchik-xolla.html — что это такое и для чего он нужен.

Видео — интересное приспособление для прокачки тормозов:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


9 комментариев к “Как самостоятельно прокачать тормоза одному или с помощником”

  1. Хочу отметить, что предложенная схема прокачки тормозов применяется не всегда — она не подойдет для автомобилей с диагональным разделением контуров. У них сначала прокачивают один контур (заднее, потом противоположное ему переднее), а затем второй.

  2. Согласен с Анатолем. Описанный способ прокачки применяется при распределении тормозных контуров на передний и задний (например, у классики). У более современных авто с диагональным распределением его не применяют.

  3. Я на своем Ваз -2114 как только не пробывал, и по диагонали и заднее, потом переднее. Но одному ни как не получится качественно прокачать тормоза

  4. Одному тормоза не удобно прокачивать, но не сложнее, чем вдвоем. Вначале проверяем, чтобы колодки были разведены (если тормоза барабанные), затем одеваем шланг на штуцер цилиндрика, а второй конец опускаем в емкость с тормозухой (100-150 мл), ослабляем штуцер и делаем 3-5 качков. Затягиваем штуцер и делаем 7-10 качков, затем снова ослабляем штуцер и еще 3-5 качков. Затягиваем и переходим на следующий цилиндрик.

  5. По мне так прокачка тормозов одному, это очень нервная работа и долгая, еще если и воздух где останется. Лучше попросить друга, да или хотя бы жену, чтобы в нужный момент нажимала на педаль тормоза.

  6. У меня на Ниве бачок под тормозную жидкость с клапаном сверху и ниппелем под насос. То есть насосом немного накачиваю бачок (в нем образуется давление которое проталкивает тормозную жидкость) и один легко справляюсь с прокачкой тормозной системы.

  7. Я всегда прокачиваю тормоза в одиночку, сделал для этого специальный девайс один раз и пользуюсь им всегда. Купил крышку бачка для тормозной жидкости, силиконовый шланг длиной 2 метра, наконечник для шинного компрессора и колёсный вентиль в сборе. В крышке просверлил отверстие, вставил в него вентиль и промазал герметиком с двух сторон. Из вентиля выкрутил золотник. Один конец силиконового шланга надел на вентиль, другой на наконечник насоса. Зажал шланг хомутами.
    Прокачка делается элементарно: накручиваешь девайс на бачок для тормозной жидкости, берёшь любое колесо, накачанное до 1-1,5 атмосфер (например, запаску), наконечник для насоса надеваешь на вентиль запаски. В системе создаётся давление, и можно лезть в яму, откручивать по очереди все штуцера, стравливая грязь и воздух. Только нужно соизмерять объём сливаемой жидкости с объёмом бачка, и не допускать его опустошения. Израсходовалось больше половины бачка — лучше сразу снять девайс и долить тормозухи, а потом продолжить процесс.

  8. С прокачкой тормозов сталкивался за свой водительский стаж неоднократно. Все что описано в данной статье может иметь место, однако в жизни бывают ситуации, когда то нет шприца, то нет газового упора, то вообще ничего нет и вы посреди поля и помочь абсолютно некому. С этим я сталкивался не раз и приходилось бегать то в деревню искать доску, то в лес искать палку, чтобы прижать педаль тормоза. Это и натолкнуло меня на мысль использовать компрессор для накачки баллонов. Ведь он всегда с вами в машине. Для этого я купил крышку на бачок с тормозной жидкостью, просверлил в ней отверстие и вклеил холодной сваркой ниппель со старой камеры. Теперь в случае необходимости, я отворачиваю крышку с бачка с тормозной жидкостью, заворачиваю крышку с ниппелем, подсоединяю к ней компрессор и запускаю его от аккумулятора в дороге. для того чтобы бачок с тормозной жидкостью не разорвало от избыточного давления я на патрубок компрессора установил штуцер с дачного опрыскивателя. Он предназначен для стравливания высокого давления из баллона опрыскивателя и продается в садовых магазинах в качестве ремкомплекта. обычно он стравливает, когда давление превышает 3 Атм. А дальше занимаемся стравливанием тормозной жидкости пока не прекратит выходить воздух. И никакие помощники не нужны вообще.

  9. Откровенно говоря, при прокачке тормозов всегда палкой пользовался подходящей, которую можно подпилить по месту. Газовый упор это конечно хорошо, но не у всех он есть, а палка, упертая в сиденье вполне надежно держит педаль в напряжении.
    Вдвоем конечно намного проще… 😉

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).