Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.
При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.
Принцип действия одометра
Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.
Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.
Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.
Их типы
Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.
Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).
Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.
Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.
В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.
Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.
Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.
Одометр и спидометр: в чем разница?
Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.
Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.
Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.
Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.
Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля
Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших при выборе и приобретении подержанного авто, поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.
Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.
Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.
Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.
В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.
Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:
Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.
Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и грамотная диагностика электронных систем автомобиля вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.
Выводы
Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.
Не все водители знают про гидроудар двигателя что это такое и почему он происходит.
Прочитайте о том, какая разница между тосолом и антифризом.
Система доступа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistema-dostupa/v-avtomobil-bez-klyucha.html в машину без ключа.
Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа:
Я неопытный водитель, всего полгода езжу. А зачем в одомере две колонки цифр? У меня верхняя показывает 91 тыс. км (машину брали с пробегом), а нижняя 542 км.
Олеся,
первый счетчик показывает общий пробег автомобиля, а второе показание — можно замерять расстояние конкретного пути. Для этого следует сбросить на «ноль» показания этого счетчика в начале поездки.
Одометр очень удобная штука. Путем сброса нижней позиции позволяет измерить расстояние от точки А до точки Б.
Алексей,
по одометру тяжело что-то измерить. Можно прикинуть, но весьма приближенно. Например, зимой из-за постоянных пробуксовок путь до любимого дома может «увеличиться» в разы!
На спидометре показан расход топлива 11,2 km/l- Как расшифровать? Если это проедешь 11 км на литре то почему он был меньше на новой машине? Вроде бы машина с бОльшим пробегом и «кушать» должна больше
Если пользуетесь одометром для замера расхода топлива, надо помнить, что у спидометров всех автомобилей (а значит, и у одометров) допуск по точности от -0% до +10%. Это значит, все приборы дают показания с небольшим плюсом. Для точных замеров лучше пользоваться навигатором — он тоже показывает пробег, но без вот этих вот разрешенных +10%. На больших расстояниях ошибка может приличная набежать.
Ясно теперь… Значит, народ одометр скручивает, а не спидометр)) . хорошо, что мне это не нужно. пробег очень маленький был на всех моих машинах
Светлана, 100 делишь на показатель. 100/11.2=8.92, т.е авто расходует 9литров на 100км. этот показатель зависит от условий езды. при стабильных нагрузках (межгород), расход топлива наименьший, и значит значение Км по отношению к литру будет больше, скажем 15км на литр. при городском цикле по понятным причинам на одном литре, Вы проедете меньше, допустим 10км на литр.
заметное повышение среднего расхода топлива связано с неисправностью, нежели с величиной пробега.
Привирать одометр может довольно прилично. Специально замерял на трассе между километровыми столбами — разница метров 80-100. А еще может врать из-за нештатных колес. Допустим если вместо пятнадцатого радиуса поставить четырнадцатый, то показания одометра будут идти в сторону завышения пробега. В любом случае это прибор оценочный, то есть предназначен для приблизительной оценки пробега.
Умельцы скручивали механические, скручивают и электронные одометры. Но есть множество нюансов, по которым можно определить, реальный пробег у авто или скрученный. Сиденье, рулевое колесо, рычаг переключения скоростей — потертости сразу выдают возраст автомобиля, вернее не возраст, а срок эксплуатации. При продаже никто не меняет эти вещи на новые, которые, впрочем, выдадут владельца еще быстрее. Я перечислил только вещи, которые всегда на виду. Поэтому при покупке доверяться одометру не стоит. За расходом топлива особо не слежу, тем более по этому прибору. Иногда сравниваю реальный пробег с маршрутом на карте.
Когда покупал машину у перекупа повелся на покупатели одометра, а зря — был накручен. Так что не советую верить этой штуке!!
Одометр — это так сказать показатель всей истории автомобиля )) Очень жаль, что нынче так легко его крутят в разные стороны, особенно не честные таксисты или те кто хочет «омолодить» свой автомобиль… Давно уже пора ввести уголовную ответственность за сокрытие реального пробега автомобиля, ну или на худой конец административку. А то проедут за год сотку и отмотают ее назад, а новый владелец попадает на бабки )) Так самое хреновое в этом деле еще то, что не всегда определишь смотан или нет)
Одометр говорит о многом. По нему можно прикинуть ресурс автомобиля при покупке, а по скрученному одометру и порядочность водителя. Я никогда не стану покупать авто, если показания одометра явно не соответствуют его пробегу. И не только поэтому, если продавец пытается обмануть вас с показаниями одометра, значит ждите и других обманов состояния автомобиля. Заниматься измерением расхода топлива с помощью одометра, тоже не приветствую, во первых очень не точно и дело не только в его погрешности. Это и давление в шинах, от которого зависит диаметр колеса, это и размер шин, ведь не секрет, что многие ставят не штатные шины. Поэтому гораздо точнее включить бортовой компьютер на измерение расхода топлива (сейчас они на большинстве авто).Также не стоит доверять одометру при проезде под камерой скорости, сколько моих друзей на этом попало. Вот для измерения расстояния между точками, где не требуется идеальная точность — он в самый раз.
Одометр — важный прибор, определяющий для большинства работ по техобслживанию авто. Вот смотрю на него и понимаю что пора уже менять ремень грм.