Поскольку показаниям автомобильного тахометра подавляющее большинство автовладельцев не придает особого значения, попробуем разобраться — что же это за прибор, каковы его функции и возможности.
И, вообще, так ли он нужен в автомобиле?
Автомобильный тахометр — что это такое
Тахометр — это прибор, считывающий и отображающий показания частоты вращения коленчатого вала двигателя автомобиля.
Для тех, кто совершенно не силен в механике, эта формулировка не скажет абсолютно ничего. Поэтому начнем с относительных азов.
Принцип работы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) заключен в передаче усилия, возникающего при сгорании топлива (расширении газов) на коленчатый вал. При включении передачи или переводе селектора АКПП в положение «Drive», вращение коленвала передается на шестерни коробки передач, приводные или карданный валы, которые, в свою очередь, вращают мосты и колеса автомобиля.
Это очень простая и примитивная схема, но, тем не менее, она дает понять сам принцип работы ДВС и трансмиссии.
Чем сильнее нажимается педаль дросселя (газа), тем большее количество топливно-воздушной смеси поступает в камеры сгорания двигателя, повышая частоту его вращения. А чем больше частота вращения двигателя, тем большую скорость может развить автомобиль на выбранной передаче.
Зачем он нужен в автомобиле
В ответ на поставленный вопрос хочется сразу же сказать — грамотное использование тахометра позволяет использовать возможности двигателя на все 100%, но абсолютно без ущерба для последнего.
Видео — пример самостоятельной установки и подключения тахометра:
Если посмотреть на технические характеристики любого автомобиля, можно увидеть, что в описании его параметров существуют такие строки как максимальная мощность и наибольший крутящий момент. Причем оба этих показателя базируются на значениях, зависящих от оборотов двигателя.
Например: «125 л.с. при 3500 об/мин» или «470 Нм при 4000 об/мин». Это означает, что двигатель развивает максимальную заявленную для него мощность именно при такой частоте вращения коленчатого вала (или, соответственно, наибольшее тяговое усилие). А до и после указанных значений мощность или усилие будут меньшими.
Таким образом, поддерживая обороты коленчатого вала двигателя в пределах, указанных в спецификации, вовремя переключая передачи, можно получить, например, наилучший разгон — весь «табун лошадей» будет задействован.
Однако, увлекаясь максимальными ускорениями, не стоит забывать и об экономичности, а также ресурсе двигателя.
Максимальная мощность подразумевает несколько повышенный расход топлива, хотя и ниже, нежели «перекручивая» двигатель. Поэтому, используя при движении обороты несколько ниже максимальных по мощности, можно получить достаточно серьезную экономию, особенно при поездках на дальние расстояния.
Плюсом такой эксплуатации является и увеличение ресурса ДВС, ибо максимальная мощность подразумевает и максимальный износ.
Важно! Частое и чрезмерное снижение оборотов двигателя не только не приводит к экономии топлива, а наоборот — к увеличению расхода. А также значительному уменьшению ресурса самого ДВС.
Итак, что же мы выяснили? Наличие тахометра в автомобиле позволяет как минимум:
- получить максимальную мощность;
- получить наилучшее тяговое усилие;
- экономить топливо;
- увеличить ресурс двигателя.
Какие бывают тахометры
В основном встречаются аналоговые (в виде циферблата со стрелкой) и электронные (дисплей) тахометры. Более экзотичные — выполненные в виде бегущей шкалы на газоразрядных лампах (часто встречаются на автомобилях американского производства), а также механические — наследие самых первых автомобилей.
Механические
Самые первые тахометры, устанавливаемые на автомобили в начале и середине ХХ века представляли собой устройства, связанные напрямую с коленвалом двигателя.
Принцип работы был достаточно прост: на коленчатом валу имелась шестерня, входившая в зацепление с тросовым приводом, который и передавал крутящий момент на катушку, представлявшую собой электромагнит самого устройства. Чем больше оборотов — тем больше возникающая магнитная индукция — тем больше отклоняется стрелка прибора. Все очень просто. Впрочем, и погрешность измерения была достаточно высокой и могла достигать значения до 500 об/мин.
Аналоговые
Дальнейшее развитие, привело к появлению аналоговых тахометров, использующих схожий принцип работы. Отличие заключается в том, что вместо постоянного привода от коленвала, для считывания количества оборотов используется частота подачи энергии на катушку зажигания.
Как это выглядит в работе. Для возникновения искры на свече зажигания, на катушку, преобразующую низкое (12В) напряжение в высокое (от 12000 до 24000В) подается кратковременный импульс низкого напряжения. Этот же импульс подается одновременно и в электрическую схему аналогового тахометра и обмотку электромагнита. Чем больше импульсов поступает на обмотку — тем большая сила индукции возникает — на тем больший угол отклоняется стрелка.
Необходимо заметить, что погрешность аналоговых тахометров может находиться в пределах от 100 до 500 об/мин.
Цифровые
Поскольку цифровые электронные тахометры все больше заменяют своих аналоговых собратьев, не говоря уже о механических, на них остановимся более подробно.
Основной принцип работы цифрового тахометра заключается в измерении и подсчете количества импульсов, поступающих на первичную обмотку катушки зажигания, либо измерении интервала времени, соответствующего этим интервалам и переводе полученной информации в цифровые значения, отображаемые на табло.
Видео — цифровой тахометр с множеством настроек и Shift Light:
Помимо того, что цифровой тахометр оперирует всеми вышеперечисленными значениями, для повышения точности измерения прибор также обрабатывает значения, поступающие с датчика холостого хода и, иногда, датчика коленвала. Все данные при этом суммируются, а полученное среднее значение является практически истинным показателем.
Поскольку примерно половина от общего количества автомобилей (особенно малолитражные или небольшого класса) не комплектуются штатным тахометром, производители электроники предлагают установочные комплекты для самостоятельного монтажа электронного тахометра.
Простой набор представляет, собственно, сам дисплей, чаще жидкокристаллический со встроенной платой обработки поступающей информации и комплект проводов для подключения к штатным выводам катушки (первого цилиндра при распределенной системе зажигания), а также питания.
Более сложные могут содержать дополнительные датчики холостого хода, а также выносной оптрон. Впрочем, такие комплекты устанавливают с определенной целью — получения полного контроля над оборотами двигателя. Для повседневного использования достаточно и простого комплекта.
Для ясности, ниже приведена типичная схема подключения электронного тахометра, получающего информации только с катушки зажигания.
Как и описывалось выше, сигнал тахометр получает с контакта К катушки зажигания на которую поступают импульсы низкого напряжения, питание — от клеммы Б катушки зажигания (постоянный +12В при включении зажигания), минус — масса автомобиля.
Еще один вариант схемы подключения тахометра — с использованием информации контроллера («мозгов») автомобиля приведен ниже.
В этом случае, для отображения количества оборотов двигателя используется информация, поступающая от датчика положения коленчатого вала и обработанная контроллером.
Тахометр на дизель — не все так просто, но…
Поскольку принцип работы дизельного двигателя совершенно отличается от принципа работы бензинового, в частности, отсутствием катушек и свечей зажигания, то и принцип подключения тахометра здесь совершенно иной. Хотя, в любом случае, нужно откуда-то взять количество оборотов.
В большинстве случаев для подсчета количества оборотов коленчатого вала в дизеле за основу берут количество оборотов генератора.
Для подключения (в основном электронного) тахометра к дизельному двигателю, необходимо найти клемму, обозначенную «W» на генераторе автомобиля.
Суть в том, что эта клемма позволяет получить импульсные значения переменного тока генератора. А чем выше частота импульсов — тем выше обороты коленвала.
Единственным неудобством является калибровка тахометра. Ведь для того, чтобы тахометр стал показывать необходимые (и точные!) значения, следует сначала выставить первоначальные значения. Как правило, для этого используется диагностический стенд, позволяющий при подключении к бортовому компьютеру сначала снять показания с блока управления, а затем уже откалибровать и сам тахометр.
Вторым по популярности способом является подключение тахометра к выводу блока управления EGR, имеющий выход на подключение тахометра. В этом случае информация для тахометра снимается исходя из показаний работы клапана рециркуляции выхлопных газов.
Диагностика
Помимо того, что установленный в автомобиле тахометр позволяет контролировать рабочие и максимальные обороты коленвала двигателя, его функции этим не ограничиваются.
Хаотичное изменение показаний, не соответствующее истинному положению, позволяет на ранних стадиях диагностировать возникновение неисправностей в авто.
Рассмотрим наиболее типичные случаи.
Стрелка тахометра прыгает на холостых оборотах
Основных причин в этом случае две — некачественная топливная смесь и перебои в искрообразовании.
Важно! Перед вмешательством в топливную систему всегда в первую очередь необходимо убедиться в полной исправности электрической части.
Для автомобилей, оснащенных контактными системами зажигания, в первую очередь необходимо проверить состояние конденсатора. Именно его неисправности влияют на то, что на первичную обмотку катушки зажигания не подается необходимое напряжение.
Для абсолютно всех автомобилей основной проблемой, вызывающей колебания стрелки тахометра является выход из строя или «скорый конец» проводов высокого напряжения, подводящих энергию для создания искры. Это могут быть как механические повреждения, например, вследствие перетирания, или просто усталость материалов, повреждение изоляции и т. д.
При замене важно правильно подобрать соответствующие высоковольтные провода. Для большинства двигателей, рекомендуемое сопротивление провода должно находиться в пределах 2,5 — 25 кОм и пробивным напряжением не менее 30 кВ. Вся информация обычно содержится в мануале к конкретному типу автомобиля или двигателя.
При исправности электрической части обращают внимание на состояние топливно-воздушной смеси.
Наиболее часто к колебаниям стрелки на холостых оборотах приводит неисправность (засорившийся) жиклер холостого хода для карбюраторных автомобилей и неправильный факел у форсунок инжекторного.
И если для устранения неисправностей карбюратора достаточно отвернуть и прочистить жиклер ХХ, то в случае с инжекторным автомобилем поездка на станцию техобслуживания неизбежна, поскольку чистка и регулировка распылителя форсунок доступна только при наличии специального стенда.
Стрелка тахометра дергается во время движения
В случае, если стрелка тахометра «прыгает» во время поездки, когда обороты отличны от холостых, особенно на разгоне, причиной такого поведения может быть недостаток топлива, растянутый или ослабленный ремень ГРМ или цепь привода распредвалов и т. д.
В любом случае, при такой неисправности, желательно не откладывая, произвести диагностику двигателя во избежание более серьезных поломок, поскольку колебание стрелки тахометра на больших оборотах говорит о неравномерности работы цилиндро-поршневой группы.
Лучше заранее рассчитать расстояние между городами, если собираетесь в длительную поездку.
На легковых автомобилях он не требуется, поэтому многие автолюбители не знают для чего нужен тахограф.
Моторное масло (https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/gsm/podbor-masla.html) по марке автомобиля.
Видео о критических оборотах — красной зоне тахометра:
Тахометр это вещь нужная. У меня стоит такой, электронный. Без него ездить больше не хочу. Постоянно контролирую мощность двигателя. Хорошо помогает при отсутствии больших денег на бензин. Экономия приличная.
Все-таки основная масса машин сейчас уже имеет тахометр в базовой комплектации, а где нет — я ставить бы не стал. Тахометр — не такой важный и нужный прибор, в отличие от, например, бортового компьютера.
Для меня, как для девушки, это весьма познавательная информация. Ежу за рулем не так часто, но всё же пригодится.
Первую машину купила, когда еще толком не знала, когда и как передачи переключать. Поскольку комплектация не предполагала наличие тахометра (в матизы их не ставят), пришлось колхозить навесной. Поначалу спасало. Потом обвыклась и теперь (уже на другой машине) почти не смотрю на него. непорядок с оборотами (если он есть) чувствуется и без тахометра.
У меня установлен тахометр, но, честно говоря, как-то не придаю особого значения его показаниям. Но я не так давно самостоятельно езжу и, если что, муж разбирается с неполадками.
Наверно, надо и мне потихоньку вникать — оказывается, вещь-то нужная. 🙂
Во оно как! Ни когда толком не понимал для чего тахометр. Когда брал себе машину все что сказал мне продавец про тахометр так это, что не надо вдавливать при старте больше трех тысяч оборотов.
В принципе в глубине души я примерно догадывалась для чего предназначен тахометр, прочитав лишь обновила в голове курс автошколы) Если честно — вещь конечно полезная. Но считаю, что в городских условиях и например мне как женщине он вообщим то особо не нужен. Гонять я не гоняю и соответственно за оборотами не слежу. У моей подруги например на ее маленькой праворульной тойоте его вообще нет) Только спидометр…
Для моей жены тахометр — это та штука, которая показывает, когда нужно переключить передачу)))))
Вот это да, а раньше я особо и не задумывалась над этим, наверное много кто и понятия не имел, особенно девушки)) Теперь я знаю для чего тахометр)))
Тахометр также полезен при неисправном спидометре. По нему можно определить скорость — конечно примерную, но хоть что-то 🙂
Для меня тахометр служит инструментом для максимально точного переключения передач, поскольку езжу я на механике и автоматы не признаю. Кроме того, прибор позволяет судить о трудностях работы движка в момент запуска зимой либо в сырую погоду.
На моей предыдущей машине тахометра не было (Тойота Ехо американка). Не так наглядно было понятно когда двигатель работает в щадящем режиме. Так что тахометр действительно нужная вещь.
Считаю, что тахометр в автомобиле нужен (особенно если коробка не автомат). Убедился в этом, когда жена попыталась завести повторно автомобиль, когда он уже работал. Двигатель работает очень тихо и без определенного опыта сразу и не определишь, работает он или нет. Я показал жене, что можно просто перед тем, как поворачивать ключ зажигания просто мельком взглянуть на тахометр.
Когда-то инструктор меня учил ездить на машине без тахометра, сейчас на моей иномарке стоит эта штука, а здесь четко видно количество оборотов и поэтому я берегу свой автомобиль.
Спорить о нужности автомобильного тахометра не буду. Но нам, девчонкам, сколько не объясняй пользу тахометра и как им пользоваться, все равно сложно разобраться. Я в «автомобильные премудрости» стараюсь глубоко не лезть, если муж рядом, за рулем всегда он. Вожу машину, только если он в командировке.
Восемь лет за рулем, а этого не знала!!! Представляете?!!! Даже стыдно стало))) Не могу сказать, что не слышала о таких понятиях как «коленчатый вал» и «частота его вращения», слышала даже «тахометр», но какие функции он выполняет и для чего нужен не задумывалась никогда. Оказывается очень полезная вещь. Правда на моей машине никогда его не было.
Ну не представляю авто без тахометра. Смотрю на его показания не реже чем на показания спидометра. Чтобы знать)
Нужен ли автомобильный тахометр? Конечно да. Однозначно. Когда я училась на категорию В, инструктор заставлял на слух слушать обороты, но я халтурила, да и сейчас нет-нет и поглядываю, смотрю, не вышла ли я за 3 тысячи оборотов, особенно когда на улице шумно и играет в салоне музыка, я не очень-то и слышу рев двигателя. Да и когда глохла машина на этапах вождения в автошколе — всегда смотрела на тахометр, если опустился на 0 — все, заглохла. Машина инормарка, а я ведь толком в этом и не понимала раньше. Инструктор так же научил смотреть на тахометр — если 1000 оборотов, значит все ок, машина заведена)
Муж был моим главным инструктором по вождению, он всегда обращал мое внимание на тахометр. Для меня было проблематично определить, когда стоит переходить на первую, если еще катишься. Стрелка приближается к нулю, то стоит втыкать первую. По тахометру я так же во время обучения определяла, когда стоит переключать передачу. Довела стрелку тахометра до отметки 2,5 или 3, потом только переключаю следующую передачу. Для меня тахометр не бесполезный прибор.
Могу сказать, что с опытом вождения тахометр не очень сильно нужен, уже начинаешь чувствовать машину. Но мне сказали, что в сильные морозы перед выключением двигателя желательно прокалить свечи на 3000 оборотах тахометра, в этом он действительно может помочь.
Здравствуйте, хочу узнать, а для всех ли машин одинаково переключение передачи, а то мне сказали, что нужно переключать когда на тахометре будет 2000 оборотов, хотя сам видел некоторые и на 3000 переключают.
@Роман,
рекомендованные (оптимальные) значения скорости вращения коленчатого вала (оборотов/мин) для каждой марки автомобиля (в зависимости от двигателя, которым он комплектуется) могут быть свои.
Не согласен с теми, кто считает тахометр не нужным прибором.
Он очень полезен для определения момента переключения скоростей, особенно для новичков. Помню пока опыта не набрался постоянно поглядывал на него с целью снижения расходов топлива, так как бортового компьютера на моем стареньком опеле нет, а двигатель не особо слышен (шумоизоляцию делал). Да и при старте в гору очень полезен. Помню еще в автошколе инструктор учил следить за оборотами двигателя при прохождении «эстакады», чтобы не заглохнуть.
Училась в автошколе — в автомобиле не было тахометра вообще. Правильно ли это? Приходилось ориентироваться по ощущениям.
Ребята, напишите сюда «шпаргалку», типа, на какой цифре стрелка тахометра = на какую скорость переключать (механика). У меня Пежо 206 1,4 л. 175 л.с. Я смотрю на тахометр только, когда в горку карабкаться надо с ручника. А теперь ещё и узнаю тут, что можно и скорости с ним переключать вовремя. Напишите, плиз, значения стрелки мне для переключения скоростей.
Тахометр очень полезный прибор. При эксплуатации автомобиля позволяет контролировать нагрузку на двигатель и оптимальный скоростной режим. Красная зона на шкале прибора, как-будто специально создана для любителей погазовать на холостых оборотах. Через усердия при оборотах движка в этой зоне можно его и «положить».