Наша страна лидирует по уровню автомобильных краж. Много автомобилей переправляется в другие регионы страны, навсегда распрощавшись со своими владельцами. Попробуем разобраться в причинах массового воровства автотранспорта, а также рассмотрим основные способы обезопасить от кражи личное авто.
Основные причины угона транспортных средств
Основных факторов способствующих высокому уровню автокраж несколько:
- Несовершенство законодательной базы.
- Сравнительно слабо развитая система страхования автотранспорта.
- Распространенная практика “выкупа” своей машины у преступников. Много автомобилей просто возвращается владельцу за 30-50% от своей рыночной стоимости.
- Неэффективная борьба органов правопорядка с кражами автотранспорта.
- Простота легализации украденной автомашины.
Много автомобилей воруют “просто покататься”
В Уголовном кодексе РФ неправомерное завладение чужим транспортным средством прописано в статьях: 166 (Угон), 158 (Кража). Когда не удается доказать корыстного мотива автовора, а чаще так и происходит, максимум что ему “светит”, это три года по ст.166. Российское законодательство отстает от аналогичного в странах ЕС, и от законодательства большинства бывших республик. Там любое незаконное завладение чужим транспортным средством однозначно трактуется как кража.
О добровольном страховании автомобилей
Страхование автомобилей по КАСКО, способно отпугнуть часть автоворов, специализирующихся на кражах личных авто с целью выкупа. Стикер страховой компании на заднем стекле личного автомобиля даст понять потенциальному преступнику, что владельцу всегда поможет адвокат по страховым случаям и ему проще дождаться страховой выплаты, чем платить выкуп.
Владельцы многих автомобилей предпочитают не получать стикер или держать его вместе с другими документами, тем самым лишая себя возможности использования этого дополнительного средства защиты.
Однако по сравнению с государствами ЕС, развитие страхового рынка в РФ значительно отстает. Автовладельцев отпугивают высокие тарифы и отсутствие гибкого выбора страховых продуктов. Большинство страховых компаний не страхуют риск “угон” отдельно, а только в комплексе с риском “ущерб”, чаще всего это невыгодно владельцам подержанных автомашин.
Как много автомобилей угоняется под выкуп?
Несмотря на отсутствие официальной статистики, более 50% хищений автомобилей осуществляется с целью получения выкупа, в некоторых регионах этот уровень еще больше. Много автомобилей возвращенных за выкуп не попадает в официальные полицейские хроники. Отсутствие необходимости легализовать похищенное автотранспортное средство или реализовывать его запчасти, делает этот способ наиболее массовым видом угона. Подталкивает к этому и отношение простых автовладельцев, согласных выкупить свою автомашину у преступников.
Часто преступники, вступив в контакт с потерпевшим, настаивают, что бы тот подал объявление о пропаже автомобиля, с просьбой вернуть за вознаграждение. Расчет прост, представитель преступного сообщества, в случае захвата его при передаче денег полицейскими, может сослаться на объявление, заявив, что машину обнаружил случайно.
Проблемы раскрываемости краж автомашин
В России уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей автотранспорта, составляет менее 20%. Недостаточный уровень знаний сотрудников и кадровый дефицит не позволяют реально улучшить показатели по раскрываемости данного вида преступлений. Порой некоторые “нечистоплотные” сотрудники полиции сами принимают участие в преступных схемах, выступая в роли информаторов или способствуя легализации похищенных автотранспортных средств. Много автомобилей, ранее угнанных прошло через такую “очистку”.
Зачастую отстает по сравнению с автоворами и техническая оснащенность сотрудников полиции. Современные угонщики обычно кроме отмычек имеют и современные приборы для сканирования автосигнализаций.
Как происходит угон автомобиля?
Не все кражи происходят в ночное время суток. Много автомобилей (не менее 35%) крадется днем. Обычно жертва некоторое время выслеживается, сигнал противоугонной сигнализации считывается сканером. Далее дождавшись, когда хозяин автомашины отлучится на некоторое время, иногда в течение 2 минут, происходит следующее:
- Деактивируется сигнализация автомашины.
- Вскрывается дверь, иногда для проникновения в авто просто разбивается форточка одной из дверей.
- С помощью “проворота”, выполненного из прочного металла взламывается личинка замка. Иногда вместо него используется комплект отмычек.
- Машина заводится и угоняется.
В ночное время, кроме профессиональных грабителей активно действуют менее искушенные преступники (в основном из числа наркозависимых). Много автомобилей “уходит” с дворовых территорий и других неохраняемых стоянок. Методика угона профессиональных автоворов та же, что и днем. Новички могут действовать следующим образом:
- Монтировкой отжимается крышка капота.
- С аккумуляторной батареи сбрасываются клеммы для отключения сигнализации (много автомобилей в нашей стране оснащено сигнализацией без автономного питания).
- Разбивается форточка на задней двери, открывается дверь.
- Деактивируется сигнализация.
- Взламывается личинка замка.
- Клеммы ставятся на место.
- Двигатель запускается. Автомашина трогается с места.
Во избежание такого грустного финала стоит позаботиться о надежной ночной стоянке, с территории охраняемых гаражных кооперативов автомобили угоняют намного реже.
Правильно подобранный комплекс противоугонной защиты отпугнет большинство злоумышленников. Проявляя элементарную наблюдательность, нередко можно вычислить ведущееся за машиной скрытое наблюдение.
Как сберечь свое авто от угона?
Многие автомобили могли избежать угона, если бы автовладельцы позаботились об их защите. Безусловно, даже самая дорогая и хитрая сигнализация не даст абсолютной гарантии. К вопросу о защите стоит подойти комплексно. Сигнализация с автономным питанием сделает бессмысленным отключение аккумуляторной батареи во время угона. Комбинирование электронных и механических противоугонных систем также серьезно усложнит жизнь автоугонщикам.
Самая серьезная сигнализация бессмысленна, если ее не включать. Поэтому отлучившись даже на 2-3 минуты (нередко преступникам хватает и их) стоит включить автосигнализацию. Хороший эффект дает применение системы спутниковой сигнализации. Минусом является высокие стоимость установки и ежемесячные платежи.
Интересным способом защиты может стать нанесение аэрографии на свое авто. Преступники чаще всего выбирают для угона неприметную автомашину, не привлекающую излишнего внимания. И хотя аэрография вещь не дешевая, необычная окраска сделает машину заметной и, соответственно неинтересной для злоумышленников. Аэрография кроме защиты еще и украшает вашего “железного коня”.
Выбор места стоянки не менее важен для защиты от угона. Автоворы предпочитают не связываться с гаражными кооперативами, особенно оборудованными системой видеокамер. Платные парковки дают более слабую по сравнению с гаражными кооперативами защиту. Угоны нередко происходят и на них, зачастую преступники на выезде показывают оставленную автовладельцем в салоне машины квитанцию.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод — многие автомобили избежали бы угона в случае серьезного отношения их владельцев к их защите.
Понятное дело, что любой автомобиль можно угнать, поэтому надо беспокоиться о надежности и сохранности заранее. Мне лично в этом плане повезло, у меня рядом возле дома гаражный кооператив и я за большие деньги правда, но купил себе там место, теперь всегда ставлю авто там на ночь, не хочу оставлять на улице.
Если кому-то нужно будет угнать именно ваше авто (например, под конкретные документы), то никакие сигнализации и стикеры на заднем стекле вам не помогут. Но совсем не защищать авто от угона тоже глупо, ведь действительно много тех, кто угоняет просто покататься и бросить. А вообще во всем виноваты конечно законы. Я читал, что в какой-то арабской стране все авто оставляют на улице открытыми и с ключами в замке зажигания. А почему? Да потому что за угон машины сразу руку отрубают и все.
Ну вот у нас как раз наоборот:мы предпочитаем ставить машины на охраняемых стоянках, чем в гаражах, потому последние ничем, кроме замка, не оборудованы. Никак не можем договориться об установке видеокамер. Сейчас появилось много средств защиты, но от всех проблем не убережешься.
Угоном не слишком новых автомобилей занимаются подростки, которые входят в организованные преступные группы. Далее автомобили разбирают на запчасти. Их пытаются успокоить — мол, если поймают подростка, то серьезных последствий не будет….