От качества работы аудиосистемы во многом зависит комфортная обстановка в салоне автомобиля. Малейшие искажения звука, особенно хрип, значительно влияют на качество звучания.
Почему хрипят колонки в машине, как можно устранить эту проблему, давайте разберемся.
Частые причины того, что хрипит динамик в машине
Если хрипят колонки в машине, то это может возникнуть по следующим причинам:
1. Нелинейные искажения усилителя головного устройства (автомагнитолы).
Современные магнитолы сейчас обычно именуют головными устройствами, так как они уже не содержат проигрывателя аудиокассет. В лучшем случае, в них установлен проигрыватель CD-дисков. Мультимедийные устройства имеют только USB и AUX-входы для воспроизведения внешних источников.
В головные устройства обычно устанавливается усилитель с максимальной мощностью 4 Х 50 Ватт. Такой усилитель построен на одной-двух специальных микросхемах. К основным характеристикам усилителя мощности (далее — УМ) относятся линейные и нелинейные искажения.
Линейные искажения характеризуют равномерность амплитудно-частотной характеристики усилителя, то есть провалы (уменьшение амплитуды) на отдельных частотах. Человеком эти искажения ощущаются, как уменьшение громкости при воспроизведении определенных частот. Например, барабанов на низких частотах, или щеток на высоких. Такие искажения не слишком «режут» слух.
Нелинейные искажения приводят к искажению формы сигнала. Музыкальный сигнал в основном гармонический (за исключением некоторых хрипящих исполнителей шансона), то есть синусоидальный. Наиболее частые искажения синусоидально сигнала представляют искажения типа «ступенька» и ограничение по амплитуде.
Вид искажения «ступенька».
Такие искажения встречаются в аналоговых усилителях (тип АВ) головных устройств. Уменьшить эти искажения позволяет введение глубокой отрицательной обратной связи в УМ.
Человеком эти искажения проявляются в виде «металлического» звука в колонках. Для сравнения, более древние ламповые УМ имели «мягкий» звук, так как искажения типа «ступенька» в них отсутствовали. Некоторые исполнители до сих пор используют ламповые усилители на концертах. В автомобилях такие типы не используются давно.
В цифровых усилителях мощности класса С (такие устройства имеют больший коэффициент полезного действия и мощность) нелинейные искажения на порядок выше, чем в аналоговых класса АВ.
Кроме того, эффект «хрипоты» динамиков вызывают искажения типа ограничения амплитуды сигнала.
Такой тип искажений характерен для перегрузки усилителя, то есть ситуации, когда его пытаются «раскачать» на максимальную мощность.
2. Неправильное согласование уровней выходного сигнала головного устройства с входом внешнего усилителя мощности аудиосистемы.
Автомагнитола (или мультимедийный комплекс) имеет два типа уровней выходных сигналов:
- высокий уровень (который используется для выхода на колонки);
- низкий уровень (до 1 Вольта), или линейный AUX-выход.
Большинство усилителей имеют входы также по низкому и высокому уровню. Если неправильно подключить выходы низкого уровня к входу высокого, усилителю не будет хватать амплитуды выходного сигнала, он не сможет обеспечить достаточную мощность в колонках.
Если сделать наоборот, подключить выходы высокого уровня к низкому входу УМ, будет сильные искажения за счет ограничения входного сигнала по уровню, который приведет к появлению эффекта «хрипа».
Во многих УМ на универсальном входе установлены потенциометры регулировки уровня входного сигнала, с помощью которых можно согласовать уровни выходных сигналов автомагнитолы с входными сигналами внешнего усилителя.
Есть автоматические внешние переключатели уровней для устранения проблемы согласования уровней.
3. Неправильное согласование усилителя мощности с колонками аудиосистемы.
К числу основных характеристик УМ относятся выходная мощность и сопротивление нагрузки. Если не согласовать эти параметры с характеристиками акустической системы, на колонки может выдаваться мощность, которая превышает максимальную для этих колонок.
И наоборот, если усилитель не может полностью «раскачать» колонки, стремятся «выжать» максимум возможности из УМ, что также добавляет «хрипоты». Если усилитель имеет сопротивление нагрузки 4 Ома, то и акустическая система должна иметь такое же сопротивление.
Большее сопротивление (обычно 8 Ом) приводит к уменьшению отдаваемой усилителем в нагрузку мощности, меньшее (2 Ома) – вызывает перегрузку УМ, сопровождающуюся хрипом.
4. Отсутствие или неправильная установка разделительных фильтров в колонках.
Разделительные фильтры в акустической системе распределяют сигналы на динамики по частоте. Низкочастотные динамики имеют меньшую звуковую отдачу, поэтому для их полной «раскачки» требуется повышенная мощность. Высокочастотные динамики имеют большую отдачу, поэтому требует меньшую мощность.
Если без фильтрации по частоте подать мощный низкочастотный сигнал на высокочастотные динамики меньшей мощности, они в лучшем случае захрипят, а то и вообще могут выйти из строя.
Поэтому в акустических системах важно применение разделительных фильтров.
Существует два основных типа акустических систем автомобилей: коаксиальные (на одной оси) и компонентные (отдельно расположенные динамики). В комплекты большинства продаваемых систем входят фильтры, они могут входить в конструкцию динамической системы.
5. Плохое крепление колонок.
Хрипеть колонки могут и по причине плохого крепления. Звук будет дополняться интенсивным дребезжанием.
6. Наличие помех по питанию, радиопомех.
Такие помехи более свойственны для бензиновых автомобилей. В них используется искровое зажигание. Радиосигнал, образуемый высоковольтным импульсом искры, по радиоканалу или шине питания может проникнуть в усилитель, далее воспроизвестись в колонках в виде треска.
7. Неправильная организация акустического пространства.
Акустическая система имеет боксовую (BOX — ящик) или открытую форму. В случае боксовой акустики акустическое пространство (ящик) рассчитан изготовителем. При открытой акустике установщик сам организует акустическое пространство, например, в двери. Если акустические параметры не соответствуют динамикам, возможно появление «хрипоты».
8. Явление резонанса.
На определенной частоте звучания элементы кузова автомобиля, располагающиеся в салоне, могут резонировать, при этом создавать собственные хрипящие звуки.
9. Попадание пыли.
Попадание пыли в зазоры динамика может привести к появлению «скрипа» и хрипа, ощущаемого даже при небольших громкостях.
10. Неисправность или износ динамиков.
Принцип действия динамиков основан на протекании электрических сигналов через звуковую катушку, которая крепится к подвижному диффузору. При протекании сигналов звуковой частоты, катушка совершает колебания в поле постоянного магнита, закрепленного на корпусе динамика.
В результате превышения максимальной мощности, перегрева катушки, повышенной влаги звуковая катушка может оторваться от диффузора. В таком случае она будет соприкасаться в зазоре с постоянным магнитом. Появится хрип.
Причиной хрипа может быть и отрыв подвески диффузора от корпуса динамика. Это часто возникает по причине естественного износа.
Если захрипел динамик в машине, что делать в таком случае
Для того, чтобы устранить хрип в колонках, необходимо установить, какая причина привела к ее хрипу. Не всегда это сделать просто.
Последовательность установления причин и устранения хрипа:
1. Включить воспроизведение звукового музыкального сигнала головного устройства на громкость, близкую к максимальной.
2. Установить источник хрипа. Бывает так, что он идет не из колонок, а источниками постороннего хрипа являются резонирующие элементы кузова. В этом случае самым эффективным средством является звуко- и шумоизоляция кузовных деталей. В настоящее время есть много материалов для проведения таких работ и СТО, специализирующиеся на шумоизоляции.
3. Если источником хрипа является один из элементов акустической системы, например, правый передний динамик, возможно, он вышел из строя.
Можно поменять местами правый и левый динамики. Если ситуация изменится, следует заменить динамик. Замену лучше вести парами правый-левый, чтобы не нарушать акустическую картину салона.
Если хрип по-прежнему будет ощущаться с правой стороны, необходимо проверить акустическое устройство зоны динамика (добавить звукоизоляции в объем), также отрегулировать потенциометр уровня по данному каналу на усилителе (если имеется).
4. В том случае, когда хрип доносится со всех динамиков, необходимо проверить соответствие параметров усилителя (или головного устройства) и динамиков.
Номинальную мощность и сопротивление нагрузки головного устройства (УМ) можно найти по модели, указанной на корпусе, в интернете. Мощность и сопротивление динамика обычно указана с тыльной стороны динамика в области постоянного магнита.
Видео — как устранить хрип автомобильной акустики:
Необходимо, чтобы мощность усилителя и сопротивление нагрузки соответствовали параметрам динамиков. Если УМ будет иметь мощность 100 Ватт, а колонки развивать максимальную мощность 50 Ватт, это может привести к перегрузке колонок на максимальной мощности, хрипоте, и даже выходу их из строя.
К такому же эффекту может привести, если сопротивление динамика будет меньше сопротивления нагрузки усилителя.
5. Если в колонках слышен треск, частота которого зависит от оборотов двигателя, необходимо поставить дополнительный фильтр по питанию усилителя и головного устройства, продумать возможность дополнительного экранирования фольгой УМ, головного устройства и сигнальных проводов, не нарушающую естественную вентиляцию устройств.
6. Далее необходимо проверить наличие хрипоты при низком уровне сигнала. Если она присутствует, следует проверить соответствие уровней автомагнитолы и усилителя.
В случае необходимости подрегулировать потенциометры на усилителе. Если звук останется «хриплым», следует временно поменять усилитель или головное устройство, Возможно, их неисправность является причиной искажений звука.
Профилактические меры, снижающие вероятность появления хрипов в колонках
- не перегружайте усилитель и колонки, не устанавливайте регулировки уровня на максимальные значения;
- следите за тем, чтобы в акустические системы не попадала влага и пыль;
- при установке дополнительных УМ и нештатных динамиков соблюдайте соответствие выходных и входных параметров аудиосистемы, обязательно устанавливайте разделительные фильтры;
- хорошо закрепляйте колонки и динамики к кузову, периодически проверяйте крепления, так как в процессе движения автомобиля по пересеченной местности в результате тряски они могут ослабиться.
Не все автовладельцы знают где находится сливная пробка охлаждающей жидкости на их автомобиле.
Какую радиостанцию и по каким параметрам выбрать для машины.
Возможная причина — https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/to-i-remont/omyvatel-lobovogo-stekla.html если не работает омыватель лобового стекла.
Видео — если хрипит динамик в машине, как его можно починить не разбирая:
Все описанные в статье причины могут иметь место в реальной жизни, но если с начала эксплуатации автомобиля хрипа в динамиках не было, а потом он появился в одном из них, ищите механические помехи нормальной работы динамиков. Одновременно появление хрипа в динамиках явление довольно редкое, но оно чаще всего говорит об изменении параметров усилителя. А вот если захрипел один из динамиков, то чаще всего это частицы пыли в магнитном зазоре или на диффузоре динамика. Еще одной неисправностью может быть расслоение катушки динамика, которое чаще всего происходит из-за бесконтрольного увеличения громкости «чтоб вся улица сотрясалась». При первой неисправности достаточно продуть зазор (если есть доступ) и сдуть пыль с диффузора динамика. При второй обычно динамик под замену. Рукастые радиолюбители могут разбрать аккуратно!!! динамик и проклеить катушку, но это сложно.
Ну если изначально ничего не хрипело, то проблема явно в самой колонке, а вообще самая обычная причина кроется в усилителе, которого просто недостаточно для качественного воспроизведения, особенно когда выкручивают ручку громкости на максимум.
Качественный звук — это на 90% головная система. У меня в машине установлена Alpine и уже под нее подбирал колонки.
Если покупаешь машину с рук, там часто бывает просто «колхоз», то есть ставят то, что нашли. А магнитола может просто не тянуть эти колонки. Да и иногда хрипеть только начинают они при хорошей громкости, а это значит что не хватает усиления.
С встроенными с завода системами такого не бывает.
У меня была после покупки машины самая дешманская магнитола и проблема была в том, что все колонки подключены к одному входу.
Динамики хрипели просто все. Когда снял и раскрутил все, там уже на входе все проржавело и вообще все держалось на «соплях». Проблема решилась только полной заменой магнитолы.
И смотрите на то, чтобы акустика была способно принять усиление от магнитолы. А если этого не будет, то будут хрипы.
Если из салона, там хрипеть может только если добавите звук на максимум. Просто не хватает усиления, а обычно на тихом-среднем уровне играет хорошо. Тут только магнитолу менять на нормальную.
Если машина куплена с рук, тут сразу надо разбирать и смотреть как подключено. Зачастую вообще все сделано криво и лучше менять. А если динамики старые, то там и порваться может, и крепление расшататься, да и просто колонки плохие быть. А еще ведь там скапливается влага и грязь и это в принципе наверное главные причины, почему появляются разные хрипы и шумы.
Я когда ставил себе систему, консультировался на форумах, потом в магазине где покупал и подобрали все идеально, что даже на высокой громкости искажений не было.