Водитель не обязан покидать свой автомобиль для подписания протокола

Верховный суд России официально подтвердил правомерность решения водителя не покидать автомашину во время заполнения протокола госинспектором. По мнению Высшего судебного органа, отказ водителя выходить из своего транспортного средства, не должен быть воспринят как неповиновение сотруднику ГИБДД или нарушение КоАП.

водитель и инспектор ГИБДД

С чего все начиналось

Ключевым моментом для обсуждения этого вопроса стало заявление недовольного автовладельца Н. Басманова, в котором он ходатайствовал об отмене 70-го пункта (точнее подпункта «а») Административного регламента. В удовлетворении данной «просьбы» ВС отказал, однако суд счел справедливым тот факт, что автовладелец имеет право не выходить из салона своего автомобиля на время общения с госинспектором.

С таким выводом согласились и сотрудники МВД, представляющие сторону ответчиков. Да и сам подпункт гласит о том, что водитель обязан покидать свое ТС только в тех случаях, когда требуется его непосредственная помощь и содействие. К примеру, сотруднику ГИБДД требуется помощь в транспортировке пострадавших в ДТП или же нужен свидетель для проведения оперативных работ.

По утверждению Басманова, так называемого истца, данный подпункт нарушает другие нормы кодекса. В них черным по белому написано, что инспектор может только предложить автовладельцу выйти из своего авто, но нигде не сказано, что водитель (без вышеуказанных причин) обязан выполнять подобное предложение сотрудника ГИБДД.

Но не все так просто. Как показывает ежедневная практика это право водителя, как-то плавно отодвигается на второй план. Госинспектор порой не предлагает водителю выйти из автомашины, дабы составить протокол, а требует. Получив отказ, сотрудник госинспекции может квалифицировать его как неповиновение.

Позиция представителей МВД при рассмотрении данного дела весьма неоднозначна. Они согласны с тем, что водитель может общаться с сотрудником ГИБДД через приспущенное окно своего авто. Подобное действо не может считаться неповиновением требованию инспектора или нарушением кодекса об АП. Другое дело, когда автовладелец оказывает физическое сопротивление сотруднику ГИБДД, в частности в тех случаях, когда требование покинуть автомобиль обосновано, то бишь продиктовано «желанием» предотвратить преступление или же инспектору нужна непосредственная помощь данного автовладельца.

Какой толк водителю от всего этого?

Подобные вопросы мучают многих автовладельцев, ведь большинство из них и так-то не выходит из автомобиля при общении с автоинспекторами. Но есть и те, кто не раз становился свидетелем и даже участником того, что сотрудник ГИБДД просит их покинуть свой автомобиль якобы запротоколировать административное нарушение.



 

Как это не грустно признавать, но все эти попытки «выкурить» автовладельца из машины сделаны для того, чтобы избежать непредвиденных ситуаций при получении взятки. Кто знает, вдруг у автовладельца включена камера или другое записывающее устройство.

Об этом и многом другом говорит и юрист из Екатеринбурга К. Форманчук. Проанализировав все нюансы вышеизложенного дела Басманова, Форманчук пришел к выводу, что не все госинспекторы юридически подготовлены и могут довольно таки превратно понять решение Верховного суда относительно данного пункта КоАП.

Это и приводит к допущению сотрудником ГИБДД неправомерных действий по отношению к водителю, а именно — требование выйти из машины, дабы просто подписать протокол. Такую несложную операцию, как оставление автографа, водитель может выполнить и сидя у себя в автомашине, так как процедура составления протокола может осуществляться и без присутствия автовладельца.

Такое понимание данного вопроса применительно только в тех случаях, когда водитель совершил «мелкое» нарушение ПДД (не пристегнут ремень безопасности, грязные номера, и т.п.). Если водитель стал виновником автоаварии или же находится в нетрезвом состоянии, к примеру, то в этом случае отказ выполнять просьбу инспектора покинуть машину, может и должен быть воспринят как неповиновение законному и единственно верному требованию сотрудника ДПС. Нередко бывает и так, что вовремя остановив и «обезвредив» нетрезвого водителя автоинспектор предотвращает возможность свершения им действий приводящих к ДТП.

Но не следует забывать и другой стороне медали – о том, что на дорогах не всегда безопасно. Предъявление документов сотрудника ГИБДД и форма не гарантирует, что перед водителем стоит «действующий» инспектор, особенно на большой дороге. Если автовладелец в какой-то момент заподозрит неладное, то он может просто уехать и тем самым спасти свое имущество, ну и конечно жизнь.

Как бы то ни было, после публикации решения Высшего судебного органа для водителей исчезла надобность в гадании «нужно выходить» или «можно не выходить». Теперь каждый водитель (и каждый сотрудник ГИБДД) знает, что ему не обязательно покидать свое ТС для ознакомления с протоколом, в особенности, когда он не считает себя нарушителем и может без особых усилий это доказать.

Как осуществляется проверка штрафов по постановлению ГИБДД онлайн официальный сайт инспекции или  Госуслуги.

Можно ли проверить водителя на лишение прав, как и где это сделать.

Какие штрафы https://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/shtrafy/nagruzka-na-os-gruzovogo-avtomobilya.html за перегруз по осям автомобиля.

Видео — о правилах общения с инспектором ГИБДД:

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


4 комментария к “Водитель не обязан покидать свой автомобиль для подписания протокола”

  1. Конечно,отмена подпункта «а» 70-го пункта, возможно, и предупредит «выкуривание» водителя для получения взятки, но как быть с тем водителем, который вызывает подозрение в нахождении алкогольного или наркотического опьянения? Сотрудник ГИБДД должен вернуться в свою машину за «трубочкой», оставив неадекватного человека за рулем?! Тут может все, что угодно произойти. А ведь сотрудник ГИБДД может и ошибиться т.е. если он заставит все-таки выйти из машины и пройти проверку абсолютно нормального человека, то второй имеет возможность в таком случае засудить работника ГАИ. И даже если суд будет исправно восстанавливать справедливость в том или ином случае, то потерю времени и нервов не избежать.

  2. То есть однозначного решения «Выходить или не выходить» — нет. Надо руководствоваться создавшейся ситуацией и в каждом конкретном случае принимать наиболее оптимальное решение. Любое отступление водителя от норм: повышение голоса, затяжка с предоставлением документов, может быть представлена неповиновением и тогда уже придется разбираться более серьезно.

  3. Думаю, что эта поправка должна защитить водителя. Я сам неоднократно замечал, чтобы получить взятку, гаишник старается попросить водителя из салона. Про то, что пьяный и неадекватный водитель водитель может скрыться, думаю вряд ли. Его задержат с успехом на следующем посту. Тем более обстоятельств, когда водитель обязан выйти из салона, тоже много.

  4. Меня один раз остановили на трассе года 2 тому назад и тоже предложили выйти из машины, а сам пошел к себе и сидит меня ждет. А мне куда деваться — я вышел. Гаишнику то все равно, ему спешить некуда, а я торопился. Вот и пришлось разруливать у него в машине.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).