ГИБДД будет засчитывать результаты теоретических экзаменов, а также проверку начальных навыков по управлению транспортным средством, проводимые в автошколах. При этом проверка начальных навыков управления превратится в отдельный, самостоятельный экзамен. Благодаря этому кандидаты на получение водительского удостоверения станут сдавать не два, как прежде, а сразу три экзамена.
В настоящее время проект правительственного постановления, которым утверждаются правила сдачи экзаменов, размещен на официальном портале правительства для общественного обсуждения. При этом документ предъявляет существенные требования к экзаменаторам.
Отныне прием экзаменов смогут осуществлять лишь лица старше 25-летнего возраста, хотя ранее возрастной ценз ограничивался 23-мя годами. Кроме того, в роли экзаменатора может выступать лишь человек, имеющий высшее образование. В настоящее время допустимо наличие среднего образования.
Следует отметить, что еще одним существенным требованием к экзаменаторам станет наличие у последнего тех категорий в «правах», по которым он осуществляет прием экзаменов. Кроме того, стаж по основным из категорий, таких как «В», «С» или «D», должен составлять не менее трех лет.
Сейчас же ситуация более простая. Так, экзаменатор вполне может осуществлять прием экзаменов по категории «D» при наличии открытой категории «С» в водительском удостоверении. Вступление в силу нового правительственного постановления сделает подобную ситуацию невозможной.
Как уже отмечалось, существенно изменится и сама форма приема экзаменов. Так, до настоящего времени у кандидатов на получение водительского удостоверения принимали только два экзамена – теоретический и практический. Последний был разделен, в свою очередь, на пару частей – сдача экзамена на площадке и в городских условиях. Отныне данные подгруппы получат статус самостоятельных экзаменов.
Таким образом, Министерство внутренних дел сумело найти способ для того, чтобы вынудить кандидатов на получение водительского удостоверения улучшить свой уровень подготовки и, в связи с этим, снизить общее число принимаемых экзаменов.
Разделение практического экзамена на две части, по мнению разработчиков постановления, даст возможность установить государственную пошлину отдельно для каждого экзамена. Таким образом, соискателям на получение «прав» придется лучше готовиться к сдаче экзаменов, ведь при пересдаче придется больше платить за новые попытки. Сейчас же кандидаты единожды оплачивают государственную пошлину и получают неограниченное количество попыток для сдачи экзамена.
По сути, единственным ограничителем выступает, в данном случае, лишь срок действия положительной оценки за сдачу теоретического экзамена. Такие результаты приводят к тому, что Госавтоинспекцией проводится порядка восьми миллионов экзаменов, однако водительское удостоверение, исходя из данных статистики, получают лишь 2.5 миллиона человек. Таким образом получается, что в среднем по стране экзамены на получение водительского удостоверения сдаются с третьей либо с четвертой попытки.
Также нужно отметить тот факт, что постановлением предусматривается уменьшение количества попыток на сдачу экзаменов. В случае, если экзамен сдан неудачно, сдавать его повторно можно будет уже спустя неделю. Однако при трех неудавшихся попыток сдачи следующая попытка предоставляется лишь спустя месяц. При этом положительная оценка за сдачу теоретического экзамена действительная в течение полугода. Если за это время кандидат на получение водительского удостоверения не сумел сдать практическую часть экзамена, ему придется сдавать теорию заново.
Впрочем, в новом постановлении существует и одно весьма существенное послабление. Так, внутренний экзамен в автошколе по теории, а также первоначальным навыкам управления транспортным средством, может засчитываться в ГИБДД.
Такое возможно при том условии, что на экзамене в автошколе будет присутствовать экзаменатор. Кроме того, процедура принятия экзамена должна осуществляться с использованием аппаратно-программного комплекса, который применяется для приема экзаменов в ГИБДД.
Еще одним важным условием является то, что проверка первоначальных навыков по управлению автомобилем засчитывается лишь в случае проведения на специализированном автодроме. Кроме того, ГИБДД осуществляет учет таких экзаменов.
При этом в случае, если процент сдачи теоретической части с первого раза окажется ниже восьмидесяти процентов, а автодрома – меньше семидесяти процентов, автошкола будет лишена привилегии и в нее экзаменатор направляться не будет.
Прием практической части экзамена будет осуществляться с использованием транспортных средств, предоставляемых кандидату на получение водительского удостоверения учебным заведением. При этом осуществляться данная процедура будет на договорной основе. Такое транспортное средство должно соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к учебному автомобилю.
Кроме того, в ходе сдачи экзамена запрещается использование современных электронных систем помощи водителю, включая парковочные радары и камеры заднего обзора, а также систем, осуществляющих контроль дистанции до двигающегося впереди транспортного средства.
В постановлении отдельно прописываются и требования, связанные с обменом иностранных водительских удостоверений на российские. Так, иностранные «права» считаются действительными в течение шестидесяти дней с момента въезда иностранца на территорию Российской Федерации.
После этого иностранцу будет необходимо заменить водительское удостоверение на права российского образца. Сделать это можно будет после сдачи теоретического экзамена. При этом российское водительское удостоверение иностранец сможет получить лишь после получения подтверждения, которое должны направить компетентные органы государства, где водительское удостоверение было выдано.
Ну что ж, не все ведь автошколам наживаться на пересдачах экзамена будущим водителем, и государство решило чуток отщипнуть: пошлину два раза взять!
По мне так это мало что поменяет в автошколах, которые практикуют со сдачей экзаменов на стороне. Просто станет все дороже и труднее, но не более.
Хочется надеяться на то, что это только начало со стороны государства.
Ну вообще-то изменения дельные, ужесточающие обучение и сдачу на получение прав. Возможно, из автошкол будут выпускаться не такие неумелые водители, как сейчас
Кто учится и пытается получить права по правилам, тот сдаст и по новому порядку. А кто собирался покупать права, тот и так купит. Вот только прием экзаменов лицами с высшим образованием — это не решит проблему. Иногда у людей со средне-специальным опыта и знаний больше, чем у «бакалавров» с купленными дипломами.
Не совсем поняла для чего менять возраст экзаменатора с разницей в два года, да и остальные нововведения тоже не совсем ясны по смыслу. Согласна лишь с тем, что экзаменатор должен иметь те категории по которым принимает экзамен. Вообще все это никак и ни на что не повлияет, разве, что те кто покупают права будут покупать их по-дороже. А те кто добросовестно учится, сдаст их хоть в три экзамена хоть в четыре. Лучше бы практики часов сделали обязательных больше раза в три. Лично я как получила права три года назад, как положила их на полку, там и лежат. Я не считаю, что обучилась вождению до такой степени, что могу считать себя безопасным водителем, хоть и считалась одной из лучших учениц и экзамены сдала без чьей либо помощи.