В соответствии с новыми планами МВД, борьба с угонами автомобилей многократно увеличит свою эффективность. Это станет возможным благодаря системам видеофиксации, которые позволят с легкостью обнаруживать угнанное транспортное средство.
Новый комплекс получил наименование «Паутина» и в настоящее время он проходит тестирование в рамках опытной эксплуатации. При этом, следует отметить, что данный комплекс должен охватывать не только столицу, но и всю страну.
По своему принципу действия «Паутина» представляет собой специальную программу, которая осуществляет комплексный анализ информации о городском трафике и всех транспортных средствах, попадающих в «поле зрения» видеокамер. При этом программа может одновременно осуществлять анализ сотен различных задач, а информацию она получает от всех камер видеонаблюдения, включая комплексы видеонаблюдения МВД и Единого центра хранения данных.
В общей сложности, на сегодняшний день число камер достигает 111 тысяч. Впрочем, в режиме тестовой эксплуатации к системе подключены лишь видеокамеры МВД, осуществляющие фото- и видеофиксацию правонарушений на дорогах, однако в скором времени система начнет функционировать в полном объеме.
«Паутина» весьма «умна». Так, на сегодняшний день она может идентифицировать марку транспортного средства и определить автомобиль лишь по части его номерного знака. Здесь стоит отметить, что проверяет система все типы номеров, включая иностранные. Также она может определить номерных «двойников» на территории страны.
Конечно, до полномасштабного функционирования комплекс еще претерпит доработки. В частности, в систему будут внесены все марки транспортных средств, поскольку на сегодняшний день «Паутина» способна идентифицировать лишь семь наиболее популярных. Ну и, конечно же, многие особенности работы «Паутины» не разглашаются для соблюдения безопасности работы комплекса и его технической составляющей.
В действии «Паутина» выглядит следующим образом: в ситуационном центре Управления ГИБДД города Москвы имеется полная карта столичного мегаполиса, на которой в реальном времени отслеживается перемещение всех патрульных полицейских машин.
При этом комплекс показывает не только транспортные средства ГИБДД, но и автомобили иных полицейских служб. В случае обнаружения камерами автомобиля, который, возможно, находится в розыске, на карте загорается оранжевый кружок, которым фиксируется место, где «подозрительное» авто попало под объективы видеокамер.
Оператор направляет информацию ближайшему наряду полиции, указывая информацию о перемещении подозрительного транспортного средства по улице и данные о его марке и номерных знаках. Само собой, наряд непосредственно предпринимает действия по задержанию автомобиля и его проверке.
Надо отметить, что комплекс «Паутина» может определить угон автомобиля «превентивно», то есть до того, как владелец сообщил о данном факте в МВД. Реализация данной задумки осуществляется на основе нетипичного поведения авто.
К примеру, автомобиль определенной марки с регистрационным номером давно не заезжала в какой-либо район города. В таком случае при обнаружении данного авто в «нетипичном» районе система подает на пульт тревожный сигнал, и автомобиль останавливают для проверки.
Конечно, подобное «внимание» со стороны ГИБДД, наверняка, будет напрягать многих водителей, однако в случае угона такой подход позволит своевременно обнаружить угнанное транспортное средство.
Надо сказать, что на сегодняшний день тестируется и еще одна возможность комплекса. Так, «Паутина» сможет вычислять основные маршруты перемещения автомобилей. Ведь большинство водителей, как правило, перемещаются в черте города определенным маршрутом: к примеру, среднестатистический горожанин, чаще всего, ездит из дома на работу и обратно, в магазин и иногда на дачу.
Система «запоминает» эти параметры в течение долгого времени, и если автомобиль уезжает в совершенно ином направлении, комплекс подает сигнал о проверке автомобиля. При этом вся информация храниться в электронной системе «Паутины» и целенаправленного слежения за всеми автомобилями осуществляться не будет. «Паутина» сама «запомнит» информацию и при необходимости подаст тревожный сигнал на пульте диспетчера.
Следует отметить, что уже на сегодняшний день «Паутина» доказала свою высокую эффективность. В частности, благодаря данной системе удалось выявить банду угонщиков автомобилей, которые в своей деятельности использовали украденные в Республике Беларусь номерные знаки. Были выявлены и раскрыты другие тяжкие преступления.
Эффективность «Паутины» столь высока, что комплекс позволяет выявлять транспортные средства не только в Москве, но и на удалении тысяч километров от столицы. При этом немалый результат дает и профилактика краж и угонов транспортных средств, которая осуществляется под руководством Главного управления МВД России по городу Москве.
Так, за 11 месяцев прошлого 2012 года было угнано 11 994 транспортных средства, а в нынешнем году число угнанных авто составило 10 251. Впрочем, заслуга в этом кроется не только в использовании «Паутины», но и изменениях в работе плана «Перехват».
Надо сказать, что план «Перехват» ранее, по сути, не давал существенных результатов. На сегодняшний день он начал функционировать гораздо более эффективно благодаря изменениям подхода к его проведению и общей расстановки сил.
Так, установлен жесткий контроль за полицейскими нарядами, который осуществляется с использованием современных технических средств. Кроме того. введена система поощрения для сотрудников полиции, задержавших автомобиль, который был объявлен в розыск, а нарушения жестко караются.
Благодаря таким изменениям плана «Перехват» существенно возросло качество розыскных мероприятий. В частности, по информации ГИБДД Москвы, за 11 месяцев текущего года в розыск было объявлено 8819 транспортных средств, из которых полицейские обнаружили 4481 автомобиль. И на работников ГИБДД пришлось подавляющее большинство из них – 3716 машин.
И это при том, что за аналогичный период прошлого, 2012 года в розыске находилось 10 197 транспортных средств, из которых было найдено 4438. При этом «на счету» ГИБДД числилось 3585 найденных автомобилей.
Следует отметить еще один существенных плюс комплекса «Паутина». На сегодняшний день в МВД всерьез рассматривают возможность сделать какую-либо часть системы доступной рядовым автолюбителям благодаря различным услугам, которые может предоставить комплекс. В частности, сейчас ведутся переговоры с операторами мобильной связи на предмет возможности предоставления такого рода услуг.
Какие же услуги может предоставить «Паутина» рядовым гражданам? В ГИБДД полагают, что наиболее востребованной из них окажется система мониторинга передвижения транспортного средства с согласия его владельца.
К примеру, по приезду домой владелец автомобиля сможет набрать короткий номер с помощью мобильного телефона, после чего в систему поступает информация о том, что автомобиль никуда не поедет. Само собой, перед поездкой мониторинг потребуется отключить с помощью еще одного звонка.
Таким образом, в случае, если автомобиль находится с режимом включенного мониторинга, его попадание под любую камеру видеонаблюдения повлечет появление тревожного сигнала в ситуационном центре ГИБДД, и автомобиль тут же будет разыскиваться всеми оперативными службами.
Для того, чтобы данный сервис начал функционировать, необходимо не только согласие со стороны сотовых операторов, но и создание перечня обязательных данных, которые владелец транспортного средства должен сообщить оператору.
Кроме того, потребуется разработка эффективной и, что самое главное, оперативной системы взаимодействия между операторами сотовой связи и ГИБДД. На все это потребуется время, однако сама по себе данная идея выглядит весьма перспективно и наверняка окажется востребованной среди автовладельцев.
Заявляется, что ГИБДД готова предложить данную услугу совершенно бесплатно. Другой вопрос – тарифы сотовых операторов за звонок на короткий номер, которые они имеют право устанавливать самостоятельно.
Следует отметить, что эффективность работы «Паутины» зависит, конечно же, от числа камер видеонаблюдения, причем по всей территории Российской Федерации. На текущий момент в столице имеется более 700 камер видеонаблюдения ГИБДД, а также порядка 110 тысяч иных видеокамер, включая устанавливаемые перед подъездами.
Внедрение полномасштабной эксплуатации «Паутины», в конечном счете, позволит эффективно бороться с угонами, а само распространение камер фото- и видеофиксации даст возможность снизить число дорожно-транспортных происшествий на магистралях нашей страны и улицах городов.
Конечно я рад, что начали применять такие технологии в которых используют современные технологии и точную науку (логистика, теория графов и т.д.), но мне кажется что это не сможет полностью решить данную проблему. Снизить да, но не более.
Не верится, что такая система будет работать на всей территории нашей страны. В Москве да, в крупных городах тоже, а в маленьких городах до сих пор нет камер видеонаблюдения. В первую очередь сам водитель должен заботиться о защите своей машины от угона.
Очень мудро задумано, когда-то думали, что для наблюдения за машинами нужно устанавливать датчики, а оказывается достаточно побольше камер на улицах. Особенно понравилось, что система «Паутина» выявляет нетипичные перемещения для отдельно взятой машины. Получается, что все мы стали словно мухи в липкой паутине, шаг в сторону и ты уже под подозрением.
Технологии развиваются и то, что ГИБДД начало использовать их для раскрытия угонов. Конечно, полностью от них избавится не удастся. Но сократить количество — это уже будет отличной помощью автолюбителям.
Не получилось бы как с отечественной системой GPS-навигации, когда пообещали полностью заменить западную, да попали впросак с запуском необходимого количества спутников.