На сегодняшний день создан давно ожидаемый автомобилистами документ, который, в случае своего утверждения, сможет впервые установить новую методику определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортных происшествиях. Благодаря ей станет возможным установить единые для всех стандарты по определению цены повреждений автомобиля в случае аварий.
Следует напомнить, что после принятия закона об «Обязательном страховании гражданской ответственности» Правительство Российской Федерации издало Постановление, согласно которому Министерству транспорта поручалась разработка новой методики определения размера восстановительных выплат.
Сделано это было с той целью, чтобы у страховщиков, технических инспекторов и автомобилистов был единый документ, согласно которому и принимались бы решения по выплате ущерба. Однако, несмотря на это, с момента вступления Постановления в силу, прошло уже десять лет, однако соответствующая методика отсутствовала до сих пор.
Впрочем, нельзя сказать, что на рынке полностью отсутствовала документальная база для расчета нанесенного в дорожно-транспортном происшествии ущерба. На самом деле методики определения размера восстановительных выплат существуют, и их целых пять.
Собственно говоря, именно из-за этого многообразия и возникают периодически споры между страховыми компаниями и владельцами автотранспортных средств касательно того, как необходимо рассчитывать стоимость нанесенного ущерба. При этом автомобилисты обращаются к независимым экспертам, которые производят расчет ущерба по другой методике, в результате чего стоимость ущерба может сильно отличаться.
Вот и приходится автолюбителями искать правды в судебных органах. Так, только за прошедший 2013-й год прошло более шестисот тысяч судов в связи со спорами, касающимися размера выплат по страховке. По этой причине создание новой методики определения размера восстановительных выплат позволило бы, по мнению экспертов Российского союза автостраховщиков, решить большинство возникающих спорных ситуаций, касающихся страховых выплат.
Следует отметить, что именно Российский союза автостраховщиков и выступил с инициативой о разработке новой методики определения размера восстановительных выплат. По словам руководителя Союза Павла Бунина, создание методики стало вынужденной мерой, поскольку без нее уже стало невозможно работать дальше. Рынок остро нуждается в единой методологической базе, которая позволит установить общие критерии оценки стоимости для всех, включая страховые компании и независимых экспертов.
Что же важного и нового имеется в проекте новой методики определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортных происшествиях?
В первую очередь, конечно, это то, что подобный документ все же появился и, хотя он находится в стадии проекта, может быть принят. Однако в новой методике определения размера восстановительных выплат при авариях имеется и немало интересного для автомобилистов. Ведь от нового документа зависит, в первую очередь, именно размер компенсации, которая будет получена владельцем автомобиля в случае наступления страхового случая.
Как отметил глава комитета Российского союза автостраховщиков Сергей Дорофеев, формулы для расчета расходов на восстановление автотранспортного средства были практически без изменений взяты из
В процессе работы над новой методикой определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортных происшествиях специалисты лишь подкорректировали данные формулы в соответствии с особенностями их применения.
К примеру, ранее в формуле использовались коэффициенты, которые зависели от страны происхождения автотранспортного средства. В реальной практике, как известно, установить страну зачастую не удается либо для этого необходимо потратить немало времени, сил и средств. Само собой, что от подобного коэффициента в проекте новой методики определения размера восстановительных выплат при авариях решено было отказаться.
Следует отметить, что в новом документе сохранился наиболее спорный пункт, постоянно вызывающий споры среди правозащитников, который касается учета амортизации (износа) транспортного средства. Он находится в зависимости от возраста автомобиля и его пробега.
К слову, возрастной параметр вызвал большое количество споров в ходе заседания заключительного экспертного совета по новой методике определения размера восстановительных выплат. В частности, предлагалось немало различных способов достоверного установления возраста автомобиля, включая обращение к официальным дилерам, которые продали гражданину автомобиль.
В итоге специалисты решили не устанавливать дату, когда транспортное средство было произведено заводом-изготовителем, а рассчитывать возраст с того момента, когда автомобиль начал эксплуатироваться его владельцем. Надо сказать, что это является небольшим преимуществом для владельца транспортного средства.
К слову, страховые компании также не выразили желания устанавливать точный возраст автомобиля с момента его производства. Связано это с тем, что данная процедура может занимать много времени при том, что сроков касательно выплат после обращения никто не отменял. При этом Павел Бунин напомнил о том, что страховые компании в среднем осуществляют в год по два миллиона выплат, а потому лишняя нагрузка им не нужна.
Еще одной особенностью новой методики определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортных происшествиях является внедрение еще одного коэффициента, получившего название индивидуального. Его начисление осуществляется в том случае, если какая-либо из деталей автомобиля изношена сильнее, чем полагается исходя из возраста и пробега транспортного средства.
К примеру, если автомобиль уже ранее попадал в дорожно-транспортные происшествия и был восстановлен. Например, начисление коэффициента осуществляется в случае, если у годовалого автомобиля крыло имеет несколько слоев шпатлевки или дверь сварена из нескольких элементов.
Следует отметить, что в новой методике определения размера восстановительных выплат износ начисляется не на все детали автомобиля. Так, без коэффициента износа рассчитываются элементы тормозной системы автотранспортного средства, детали рулевого управления, подушки безопасности и ремни, а также оптика – те детали, от которых напрямую зависит безопасность движения, а в случае неисправности эксплуатация автомобиля запрещена в соответствии с Правилами дорожного движения.
Безусловно, одним из ключевых для большинства автомобилистов является вопрос о том, каким образом эксперты будут рассчитывать цену запасных частей и нормочасов, которые потребуются для выполнения всех восстановительных работ.
Для осуществления данных процедур, в случае принятия новой методики определения размера восстановительных выплат, будут разработаны специальные ценовые справочники. По предварительным расчетам, в них будет более восьмидесяти миллионов записей. Кроме того, предполагается, что они смогут покрыть восемьдесят процентов всех моделей автомобилей, а обновление справочников будет производиться один раз в полгода.
В случае, если у автовладельца имеется автомобиль, который не внесен в справочник, расчет будет осуществляться, как и раньше, вручную. Это означает, что технические эксперты будут собирать данные статистики о стоимости конкретной детали, после чего будут выводить среднее значение. При этом, по заверениям Российского союза автостраховщиков, цены официальных дилеров на запчасти станут также одной из составляющих расчета средней стоимости.
Новую методику определения размера восстановительных выплат в случае аварии планируется утвердить уже в феврале в рамках заседания правления Российского союза автостраховщиков. после этого документ будет направлен мегарегулятору рынка страхования, в роли которого выступает Центробанк Российской Федерации.
Кроме того, на сегодняшний день в Государственной Думе ожидают второго слушания новые поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. В числе прочего, ими планируется передача Центробанку полномочий, касающихся утверждения новой методики определения размера восстановительных выплат, разработанной РСА.
По этой причине, методика сможет стать единственной на рынке лишь после вступления данных поправок в законную силу. До этого времени Российский союз автостраховщиков сможет лишь настоятельно рекомендовать использование новой методики определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортных происшествиях страховым компаниям и экспертам.
Скачать новую методику определения размера восстановительных выплат при дорожно-транспортном происшествии можно
Хорошо что есть подвижки в этой сфере, правда мы еще далеки от стандартов европейских стран… имхо, а точнее сказать компетентности самих водителей в случае аварийных ситуаций.
Ввод единого стандарта, это только начало, посмотрим во что это выльется и что будет дальше.
К данной проблеме надо подходить комплексно, а не однобока.
Согласен, давно пора принять единую методику определения размера восстановительных выплат, а не считать, кто во что горазд и как кому выгодно, что только увеличивает количество споров между страховыми компаниями и водителями
Наконец-то! Может, действительно, если утвердят единую методику, то и порядка будет больше. В прошлом году попал в небольшое ДТП (одна мадам ударила вбок). Так столько нервов потрепал с этими страховщиками, что уже был готов плюнуть и сделать машину за свои собственные деньги. Только вот возникает вопрос, зачем мы платим своим страховым компаниям ежегодно? Если потом всё равно приходится частично самому за свои деньги покрывать ремонт машины? Ещё ни разу не слышал про то, что страховая оценила именно реальный ущерб.
Сплошь и рядом слышу про скандалы со страховщиками: они ищут малейшую юридическую лазейку не доплатить водителю! Будем надеяться, что единый стандарт положит конец этому беспределу!
Идея хороша и Союзу автостраховщиков, конечно, респект. Только боюсь, что составление ценовых справочников с такими миллионами деталей растянется еще лет на десять, да и пока законопроект вступит в силу, тоже может пройти времени будь здоров.