От эффективной работы системы охлаждения (СО) двигателя напрямую зависят многие характеристики силового агрегата. Уменьшение давления в системе, нарушение нормального потока антифриза могут привести к перегреву двигателя и, как следствие, выходу его из строя.
Одним из наиболее опасных моментов является появление воздуха в системе охлаждения двигателя. Как выгнать воздушную пробку из СО поговорим в этой статье.
Что значит «воздушная пробка»
Под обычной пробкой мы понимаем предмет, который препятствует протеканию или вытеканию жидкости. В качестве жидкости в системе охлаждения понимается в общем случае антифриз. Если в качестве пробки выступает воздух, такое явление называется «воздушная пробка». Помимо автомобилей такое определение можно встретить в системах водо- и теплоснабжения.
Объяснить физически это явление просто. Воздух имеет высокий коэффициент объемного сжатия. В системе циркуляции антифриза автомобиля поддерживается максимальное давление 2 – 3 атмосферы. Такое относительно низкое давление часто не может «продавить» воздушную пробку.
Максимум, что удается сделать водяной помпе, это переместить пробку на высшую точку системы охлаждения, и то, если клапанная пробка радиатора исправна. Некоторые узлы СО двигателя могут находиться выше верхнего уровня радиатора, например, радиатор отопителя салона. В таком случае воздушная пробка будет «вечной», пока не предпринять мер по ее удалению.
Худшим вариантом является движение пробки в сторону водяного насоса. Попав в область его лопастей, пробка приведет к нулевой производительности помпы. То есть, антифриз в системе есть, а его движение отсутствует. Двигатель может перегреться за несколько секунд. В медицине такой эффект называется воздушная эмболия.
Причины возникновения
Причин возникновения воздушных пробок много. Часто они обусловлены особенностями модели двигателя и систем автомобиля в целом. Наиболее частыми причинами являются:
1. Неправильная заправка антифриза.
Желание ускорить процесс заставляет водителей использовать широкие воронки. При заправке через радиатор место залива буквально захлебывается от потока жидкости. Вместе с антифризом в радиатор, а затем и в систему попадает воздух, который может остаться в не стоковых полостях. Ошибкой является слишком быстрое закупоривание крышки, когда воздух еще не вышел в виде пузырьков.
Видео — как не завоздушить систему охлаждения при заполнении тосолом:
2. Неправильная дозаправка антифриза.
Причины те же, что и в предыдущем пункте. Даже, если доливка происходит через расширительный бачок, но с большой скоростью, велика вероятность попадания воздуха в систему охлаждения двигателя.
3. Плохая герметичность СО.
Через микрощели соединений патрубков, шлангов, штуцеров, трубок может уходить антифриз. Его место занимает воздух, который накопившись, объединяется в воздушную пробку. Особенно часто такое явление наблюдается во время стоянки в холодное время года, когда дневной перепад температур большой. При этом существенно меняются линейные размеры соединений. Перед запуском двигателя зимой опытные водители проверяют отсутствие капель антифриза под автомобилем.
4. Неисправность клапана крышки радиатора или крышки расширительного бачка.
При этом во время нагревания-остывания двигателя сначала часть увеличившегося в объеме при нагреве антифриза будет уходить в расширительный бачок. Назад во время охлаждения в систему будет поступать воздух.
Видео — завоздушивание системы охлаждения из-за неисправной крышки расширительного бачка:
5. Прогорание прокладки блока цилиндров.
Оно может быть настолько незначительным, что водитель не заметит изменения характеристик двигателя. Под давлением в систему охлаждения может поступать воздух, причем, в больших количествах.
6. Неисправность радиатора обогревателя салона, патрубков, ведущих к нему, прокладок.
В этом случае под машину антифриз может не отводиться: он понемногу будет скапливаться в салоне или на поддоне охладителя кондиционера.
7. Неисправность сальника помпы.
Воздух в систему может поступать непосредственно через водяной насос.
8. Использование некачественного антифриза.
Рабочая температура современных двигателей часто превышает 100 градусов Цельсия. Если залить некачественный тосол, он может подкипать даже при повышенном давлении в системе. Это приводит к газообразованию.
9. Неправильная работа термостата.
Если термостат заклинивает в нейтральном положении, это может привести к одновременной работе большого и малого круга системы рециркуляции. Эффективность системы охлаждения уменьшается, происходит закипание охлаждающей жидкости и газообразование.
Признаки наличия воздуха в СО
Наличие воздуха в системе охлаждения двигателя прямым (визуальным) методом обнаружить невозможно. На этот факт могут указывать следующие косвенные признаки:
- повышение температуры охлаждающей жидкости выше обычных значений;
- беловатый оттенок выхлопных газов (признак наличия воды);
- капли антифриза под автомобилем;
- пузырьки под снятой крышкой радиатора и в расширительном бачке;
- неравномерный прогрев радиатора охлаждения;
- свист помпы;
- плохое нагревание отопителя салона;
- сладковатый запах антифриза в салоне.
Возможные последствия
Самое страшное последствие воздушных пробок – перегрев двигателя, связанный с необходимостью проведения капитального ремонта. На скорости водитель может не заметить момент закипания двигателя. Именно тогда идет максимальное кипение, которое легко определить. При значительном выкипании антифриза водитель может проехать еще несколько километров, пока обнаружит проблему. Поэтому важно всегда держать индикатор температуры охлаждающей жидкости под контролем.
Менее страшный исход – повреждение прокладок головки блока цилиндров, системы охлаждения. Но и это связано с большими затратами и продолжительным ремонтом.
При закипании вероятно нарушение герметичности радиатора системы охлаждения двигателя. Его замена не так трудоемка, но достаточно затратна в денежном выражении.
Также опасны скрытые проблемы, которые проявляются через некоторое время после частичного или полного перегрева:
- нарушение компрессии в цилиндрах;
- неправильная работа дроссельной заслонки;
- неисправность форсунок;
- отказ работы отопителя салона;
- неисправность датчиков системы управления двигателем и др.
Как можно выгнать воздушную пробку из системы охлаждения
Существует несколько способов, с помощью которых можно выгнать воздух из системы охлаждения двигателя.
1. Удаление воздушной пробки естественным методом.
Для этого автомобиль устанавливается на подъем на уклон таким образом, чтобы отверстие крышки радиатора находилось заведомо выше всех иных патрубков, узлов системы охлаждения, включая радиатор отопителя салона (обычно это самая высокая точка в автомобиле). Тщательно зафиксировав колеса (можно подложить ступоры), запускается двигатель. Далее, проводя несколько подгазовок, следят за образованием пузырей в области отверстия крышки радиатора. После того, как получится развоздушить систему охлаждения (о чем будет свидетельствовать окончание пузырения), закрывают крышку радиатора.
2. Следующий метод требует знание системы охлаждения автомобиля.
Необходимо найти наивысшую точку движения антифриза в системе. Некоторые производители специально делают ее доступной для облегчения процедуры развоздушивания.
Далее снимается пробка расширительного бачка, освобождается крепление патрубка в районе наивысшей точки системы охлаждения. Подув в бачок, выдавливают воздух из системы. Как только из места разъединения начинает выливаться антифриз, соединяют патрубок. Воздух удален.
Видео — как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя:
3. Наиболее простой способ.
Основан на постепенном удалении воздушной пробки путем открывании крышки радиатора через определенное время, пока под ней не будут появляться пузырики. Это можно делать перед каждой поездкой.
4. Оригинальный метод удаления воздушной пробки (когда другие не помогли).
Для этого требуется найти ровный свободный участок дороги с хорошим покрытием. Далее прогревается двигатель. После прогрева производятся последовательные разгоны-торможения, после чего выполняется долив антифриза. Теоретически понятно: происходит разбрызгивание антифриза в свободных для воздуха местах, в результате чего воздух может перемещаться в другую область, откуда может быть без труда удален самотеком (а может и не удален). Разумеется, такой способ применим, когда другие методы не имели успеха.
Предупреждение: ни в коем случае нельзя снимать крышку радиатора и расширительного бачка на прогретом двигателе! По причине высокого давления в системе может произойти обильное парообразование.
Своевременное обнаружение воздушной пробки и ее удаление предотвратит серьезные последствия закипания антифриза.
Что делать, если заклинило ключ в замке зажигания и надо завести машину.
Противобуксовочная система TCS: что это такое и как она работает.
Как работает https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/su/gur/rulevaya-rejka-s-gidrousilitelem.html гидроусилитель руля.
Видео — как выгнать воздух из печки:
Была однажды небольшая проблема. Менял помпу, понятное дело, сливал весь тосол. Заливал неторопясь, воздух потихонечку выходил в расширительный бачок, по-видимому часть осталась. Время поджимало, уезжал по делам, да ещё летом, сразу не обратил внимания. Через пару дней включил печку (стёкла запотели утром), а там — тишина, дует холодным. Откручивал датчик температуры на верхнем патрубке и через бачок воздух выгнал. Сосед пользовался способом номер 1. Если нет утечек, помпа прокачает, просто этим делом нужно заниматься сразу после залива жидкости и никуда не спешить.
Подобная проблема возникала три года назад после замены радиатора отопителя салона. Залил тосол и заметил, что при езде по проселку начинается перегрев двигателя и очень часто включается вентилятор обдува радиатора. Кроме того заметил что после выключения двигателя на следующий день уровень тосола на холодном двигателе меньше не становится, как должно быть. Т.е. в системе охлаждения воздушная пробка. Проблему решал следующим образом. Заехал правым передним колесом на бруски в гараже (у меня расширительный бачок справа). Открыл его крышку и запустил двигатель, прогрел до температуры открытия термостата. И так проделал трижды за неделю. Всё, пробку выгнал.
С подобной проблемой столкнулся на Шевроле Нива при замене лопнувшего расширительного бачка (частая проблема именно для Шеви Нива). Бачок заменил и ездил так неделю, а потом после стоянки в гараже заметил, что уровень тосола в расширительном бачке, после остывания двигателя не падает, как должно быть. Тогда пришлось выгонять воздушную пробку. Сначала использовал самый распространенный метод — поставил машину наклонно, т.е. задрал передок, открыл крышку расширительного бачка и запустил двигатель, гонял минут 10, пока перестали выходить пузырьки воздуха. через неделю процедуру повторил. Есть еще один способ. Отсоединяем шланг от дроссельного узла, антифриз льем до тех пор, пока из шланга не польется. Во время заливки проминаем руками все патрубки, чтобы выходил воздух.