Старые авто, или ретро-авто – понятие довольно растяжимое и требующее уточнения в каждом конкретном случае. Чаще всего к ним относят автомобили старше тридцати лет. В европейских странах существует даже отдельный термин для таких авто: Old-timer («олдтаймер») – в Великобритании их еще называют «historic vehicle» (букв. «историческое средство передвижения»).
В США же к старым автоматически причисляются все автомобили, выпущенные более двадцати-двадцати пяти лет назад. Однако особую ценность, по версии СССА (Classic Car Club of America), представляют лишь экземпляры, произведенные до 1948 года: они имеют официальный статус «классических».
Старые авто – какие проблемы могут возникнуть у их владельцев?
Владельцы автомобилей с серьезным сроком службы, не являющихся ценными и раритетными, нередко сталкиваются со сложностями, в частности, при прохождении техосмотра. Как известно, в России старые авто, возраст которых превышает 7 лет, должны проходить его каждый год.
В США эти правила менее жесткие: во многих штатах техосмотр вообще не обязателен, так как, согласно внутренней статистике, технические проблемы являются причиной менее 1 % аварий. Однако в том случае, если будет доказано, что автомобиль во время аварии находился в неисправном состоянии, сумма причиненного ущерба будет полностью взыскана с его владельца. Поэтому у американских автолюбителей имеются веские причины для того, чтобы тщательно следить за своими «железными конями».
В большинстве европейских стран техосмотр нужно проходить раз в два года, но он на порядок строже нашего, особенно у педантичных немцев – проверяется буквально каждая деталь.
Сложнее всего обстоит дело с техосмотром в Японии: автомобили старше трех лет подвергаются этой процедуре стоимостью в 300 $ в обязательном порядке, а повторный их осмотр при обнаружении неисправностей обходится уже в 1000 $! Поэтому многие японские автолюбители просто-напросто избавляются от транспортных средств, выпущенных более трех лет назад: эксплуатировать старые авто в таких условиях невыгодно.
Что же касается запчастей к старым автомобилям, то отыскать их бывает довольно непросто. В крупных городах России существуют фирмы, занимающиеся их продажей и поставкой, а также специализированные ателье, реставрирующие старые авто.
Если данная модель уже снята с производства, приходится подбирать аналоги необходимых деталей либо заказывать их изготовление. Нередко специалистам удается сделать практически невозможное: к примеру, раздобыть запчасти на раритетный Mercedes W111, выпущенный еще в 1961, – правда, их поиск при этом может занять несколько месяцев. Такие меры оправданы, если автомобиль представляет большую ценность. В противном случае тратить серьезные средства на его реставрацию не имеет смысла.
Старые авто: выставки и конкурсы
Раритетные старые авто всегда находились в центре внимания не только коллекционеров, но и заинтересованной публики: выставки таких автомобилей собирают огромную аудиторию.
Самый престижный конкурс-смотр старых автомобилей проводится в августе каждого года в американском штате Калифорния. Некоторые старые авто, представленные здесь, оцениваются в сумму более миллиона долларов.
Отдельные раритетные экземпляры иногда обнаруживаются коллекционерами при странных обстоятельствах: в заброшенных гаражах, на фермах и свалках. Их обладатели просто не представляют ценности этих автомобилей, часто находящихся в плачевном состоянии, и отдают их за бесценок – так, один из коллекционеров в 1952 году приобрел уникальный Stellite 1914 года выпуска за 150 фунтов стерлингов.
Участники конкурса на калифорнийском пляже Pebble Beach делятся на 28 классов, по возрасту и марке автомобиля. В каждом из них определяется тройка лидеров, из которых и выбирается победитель, самый элегантный автомобиль текущего года.
В 2009 году это звание было присвоено Horch-853 из частной коллекции, сошедшему с конвейера в далеком 1937 году. Эти стильные и относительно недорогие машины в 30-е гг ХХ века пользовались большой популярностью.
В 2010 году пальма первенства была отдана автомобилю 1933 года выпуска – Delage D8S De Villars Roadster, а в 2011 – Voisin C-25 Aerodyne, произведенному в 1934 году. Эти старые авто были признаны образцами элегантности и благородства.
Наиболее значимым аналогичным мероприятием в Восточной Европе на сегодняшний день является Олд-Таймер Галерея Ильи Сорокина, проходящая дважды в год в московском выставочном центре Крокус Экспо.
В марте 2012 года на ней было представлено более сотни экспонатов, среди которых были и антикварные, и классические старые авто. В рамках выставки проводился конкурс Concours d`Elegance, победители которого определялись в пяти номинациях – в зависимости от года выпуска автомобиля. Лауреатом приза зрительских симпатий стал Mercedes-Benz 300SL 1955 года выпуска.
Где можно увидеть старые авто? Самые известные музеи и коллекции.
В США имеется несколько музеев ретро-автомобилей. Значительные коллекции олд-таймеров представлены, к примеру, в Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. В музее Лас-Вегаса можно не только посмотреть, но и приобрести понравившиеся модели. В лос-анджелесском четырехэтажном Автомобильном Музее Петерсена, названном в честь его создателя, находятся уникальные ретро-автомобили, самый старый из которых выпущен в 1904 году.
Одна из известнейших аналогичных коллекций в Европе обязана своим существованием князю Монако Ренье III, страстному коллекционеру олд-таймеров. На протяжении нескольких десятков лет он приобретал и восстанавливал старые автомобили, собрав, в общей сложности, около ста уникальных экземпляров. В коллекции представлены, к примеру, такие раритеты, как Renault Torpedo, выпущенный в 1911 году; Panhard Levassor 1913 года выпуска; произведенный в 1921 году Peugeot Quadrilette. Особое место в ней отведено экземплярам, чья история связана с участием во ІІ мировой войне.
В России также имеется несколько значительных коллекций старых автомобилей. Самая старая из них находится в ведении Государственного Политехнического музея (Москва), которому, к сожалению, не хватает выставочных площадей, из-за чего многие экземпляры содержатся в хранилищах.
Государственному музею ретро-автомобилей на Рогожском валу принадлежит самая крупная коллекция олд-таймеров в России: в ней представлены не только советские «ГАЗы», «ЗИМы» и «ЗИСы», но и иностранные старые авто – Ford, Packard, BMW, Mercedes, а также автомобили, чьи владельцы оставили заметный след в мировой истории.
Нельзя не упомянуть и о коллекции Михаила Красинца, бывшего автогонщика АЗЛК: музей, созданный на ее основе, имеет статус государственного. Расположен он неподалеку от деревни Черноусово, в Тульской области. На сегодняшний день коллекция насчитывает 220 экземпляров советского автопрома, которые были произведены с 40-х по 90-е гг. ХХ века. Среди них имеются достаточно редкие и ценные: здесь есть почти все старые авто, в свое время выпущенные на АЗЛК, несколько грузовиков, милицейская техника.
Этот музей расположен под открытым небом – старые авто стоят на открытом поле, здесь же они и зимуют. Многие из них со временем начали разрушаться, но изменить имеющееся положение дел одному человеку не под силу: Михаилу Красинцу приходится содержать экспозицию практически в одиночку, поскольку средств для ухода за автомобилями выделяется недостаточно. Уникальный музей «Авто-СССР» в Черноусово нуждается в помощи заинтересованных лиц, иначе уже через несколько лет восстановить коллекцию будет крайне сложно.
Насколько выгодно вкладывать средства в старые авто?
Коллекционирование олд-таймеров в Европе считается довольно выгодным вложением средств. Помимо доставляемого удовольствия, это хобби способно серьезно обогатить их владельцев.
Лишь за последние четыре года старые автомобили, к примеру, в Германии, выросли в цене в среднем на 6 %. В то же время, по оценкам экспертов, на редкие модели цены за этот срок способны взлететь до 30 %! Старые авто дорожают быстрее, чем недвижимость, поэтому заинтересованные инвесторы все чаще вкладывают в них средства. На российском рынке также появился ряд специализированных фирм, предлагающих свои услуги по продаже классических и ретро-автомобилей, а также по поиску интересующей клиента модели в России и за рубежом. Их специалисты помогают и оценить реальную стоимость находящихся в частной собственности олд-таймеров.
На сегодняшний день бизнес на старых авто можно считать одним из самых надежных, так как со временем они будут только дорожать. Так, самый редкий в мире автомобиль Oldsmobile 1954 года (модель F-88) был продан в 2005 году с аукциона за три с лишним миллиона долларов!
И хотя это, безусловно, единичный случай, вкладывать средства в старые авто очень выгодно. При этом следует учитывать, что стоимость содержания классических и ретро-автомобилей, включая страховку, может составлять до 20 % от их цены.
Начиная с сентября 2010 года, разрешен беспошлинный ввоз в Россию старинных автомобилей на основании заключения об их культурной ценности. Однако для этого необходимо соблюсти определенные формальности, поэтому, приобретая старые авто за рубежом, необходимо тщательно изучить все таможенные нюансы.
Хоть и новые машины на порядок лучше и качественнее старых авто, но все таки некоторые из них обладают шармом, которые не свойственны современным авто. Кроме того это хорошим метод инвестирования.