Системы мониторинга автотранспорта призваны осуществлять контроль за перемещением транспортного средства во времени и пространстве, фиксируя все происходящее по ходу его движения.
Благодаря системам мониторинга автотранспорта компании-перевозчики могут легко узнать о местоположении транспортного средства, выявить контрольные точки маршрута и их прохождение, а также фиксировать временные отрезки и контролировать среднюю скорость движения.
Идея создания систем мониторинга автотранспорта далеко не нова. Еще в середине века компании, осуществляющие грузоперевозки, озаботились вопросом слежения за автомобилем. Для начала грузовики стали оснащаться УКВ-рациями, а позднее появились экспериментальные разработки устройств, которые могли уже с полным правом носить звание систем наблюдения.
Первые системы мониторинга автотранспорта были достаточно просты. Они представляли собой единый и довольно крупногабаритный блок, к которому были подключены основные приборы автомобиля – спидометр и тахометр. Таким образом, в память устройства записывались данные о скорости автомобиля, оборотах двигателя и времени движения.
Данные сохранялись в памяти и анализировались по прибытию автомобиля в промежуточную контрольную точку либо на место назначения. Однако подобные устройства не заслужили сколь либо серьезной популярности. Причиной этого было то, что они не могли определять местоположение автомобиля.
Расцвет систем мониторинга автотранспорта пришелся на космическую эру. Появление систем спутникового определения местоположения дало возможность с высокой точностью определять местоположение автомобиля. Вышеупомянутые блоки контроля стали дополняться приемниками спутникового сигнала, что позволяло получить исчерпывающие данные не только о скорости и остановках, но и целиком о пройденном маршруте.
Спутниковые системы мониторинга автотранспорта первого поколения оказались весьма востребованы на рынке, однако и они не во всем устраивали перевозчиков. Компаниям хотелось не просто узнавать о маршрутах и контрольных точках «постфактум», но и иметь возможность следить за автомобилем в режиме реального времени. Именно по этой причине разработчики систем мониторинга автотранспорта приступили к разработке второго поколения подобного рода устройств.
Первые решения подобного рода совмещали приемник сигнала со спутника и модуль записи с радиостанцией УКВ-диапазона, а передача данных о местоположении автомобиля велась посредством радиолуча.
Подобные устройства были удобны, однако не подходили для работы на больших расстояниях, к примеру, при осуществлении дальних грузоперевозок. Именно по этой причине подобные системы мониторинга автотранспорта получили распространение лишь в системе внутригородских грузовых и пассажирских перевозок. Кроме того, использование частот УКВ не обеспечивало достаточно высокого качества связи в виду невысокой помехозащищенности. Пакеты с данными легко могли быть утеряны ввиду попадания автомобиля в зоны радиопомех либо радиотени (к примеру, в тоннелях либо близ высоковольтных линий электропередач).
Решением данной проблемы стало появление систем мониторинга автотранспорта с использованием передачи данных в сетях мобильной связи. Благодаря данной технологии в устройствах третьего поколения удалось существенно уменьшить габариты блоков и обеспечить стабильную двухстороннюю связь с автомобилем.
В частности, подобная схема позволяет осуществлять контроль движения автотранспорта практически без задержек по времени. Кроме того, благодаря передаче точных координат объекта есть возможность отслеживания машин с непосредственной привязкой к карте местности. При этом одновременно система способна «вести» тысячи автомобилей, движущихся по различным маршрутам следования.
Современные системы мониторинга автотранспорта дают возможность получать информацию о любых интересующих перевозчика аспектах движения машины. Кроме того, для сбора информации, ее анализа и наблюдения за автомобилем не нужно специализированное оборудование. Подобные функции легко производятся с использованием обычного персонального компьютера и специализированного программного обеспечения.
Большинство современных систем мониторинга автотранспорта передают информацию с использованием передачи данных в сети Интернет. Это дает возможность не использовать особых приемников сигнала – программы для наблюдения за транспортом используют специализированные сервера, на которые стекается информация мониторинга. Таким образом, для осуществления контроля достаточно компьютера с доступом в Сеть и достаточной мощностью для обработки большого количества данных о различных объектах.
Сегодня системы мониторинга автотранспорта активно используются не только в сфере грузоперевозок. Очень часто, благодаря простоте и удобству применения, пользователями подобного рода систем становятся таксопарки. Применение мониторинга дает возможность отслеживать положение автомобилей и близость конкретного авто к клиенту.
Кроме того, полностью исключается возможность несанкционированного частного извоза. К слову, последний фактор актуален и для машин из корпоративного автопарка, поскольку несанкционированное использование автомобилей в личных целях часто приводит к существенным финансовым потерям для компании.
Прижились системы мониторинга автотранспорта и в сфере пассажирских перевозок. Здесь контроль за движением транспортных средств со стороны перевозчика важен вдвойне, поскольку таким образом обеспечивается максимальная безопасность движения.
Кроме того, современные системы глобального позиционирования дают возможность отправки сигнала об аварийных ситуациях, что дает возможность скоординировать действия и своевременно оказать помощь. А быстрота в данном вопросе – возможность спасти жизнь и здоровье людей.
Сегодня такие системы уже идут дальше. Как нам объясняли (когда мы собирались закупать), они позволяют также и контролировать расход топлива в автомобилях. Поэтому, для крупных компаний на сегодня установка таких приборов — это необходимость.
С развитием технологий мобильной связи стало намного проще реализовать контроль за перемещением транспорта, теперь такое дело стоит совсем не дорого и легко доступно многим желающим. Понятно, что это даёт много преимуществ.
Это очень удобно тем более в наше время когда минута на счету, если все автоперевозки будут таким способом отслеживаться то и работа по доставке упроститься в разы.
В целом довольно здравое и нормальное нововведение. На западе давно уже все грузовики у дальнобойщиков оснащены системой GPS. Это удобно и очень полезно.
Ну что же если и вправду будет все так работать, как описано, тогда, конечно, большой плюс. Но как бы все не вышло, как обычно у нас бывает — шиворот навыворт.