На рассмотрение в Госдуму на второе чтение поступил проект, предусматривающий наличие у иностранцев, работающих водителями в нашей стране, водительского удостоверения РФ. Для его получения гражданам других государств будет необходимо заново сдать теорию и практику вождения.
Впервые проект рассматривался ещё в 2011 году и с тех пор подвергался неоднократной доработке. Предполагается вступление закона в действие с 2014 года. Согласно его нормам работодатель не может принимать на работу водителями иностранцев, не имеющих российских водительских прав. За несоблюдение закона наниматель должен будет выплатить штраф в 20000 рублей, сам же водитель наказания не понесёт.
Требования нового законопроекта распространяются только на иностранцев, работающих и собирающихся работать в России водителями. Управлять личным автомобилем в своих целях можно и по своему национальному удостоверению, хотя к ним должен иметься перевод на русский язык.
Права международного образца переводить необязательно, но с ними не получится устроиться на работу водителем. Поэтому для получения работы водителю-иностранцу придётся за свой счёт обучиться и сдать экзамен на российское удостоверение. Тем, кто уже работает, даётся год на переобучение и получение российских прав.
Чем вызвано такое нововведение? Во-первых, очень много иностранцев, работающих в России, например, на маршрутных такси или грузовых автомобилях, имеют только права своего государства и не очень хорошо знают ПДД нашей страны. Во-вторых, статистика показывает, что среди нарушителей на дорогах очень большой процент иностранцев (почти половина).
Между прочим, в скором времени немало перемен ожидает всех водителей в России.
Во-первых, сдать экзамен на вождение можно будет на автомобилях не только с механической коробкой передач, но и с автоматической (хотя полученное удостоверение при этом будет действительно только для машин с «автоматом»).
Во-вторых, в уже существующие категории прав будут добавлены подкатегории. Так, новая подкатегория «А1» даст право управлять мотоциклом с двигателем, по объёму не большим, чем 125 «кубиков». Управлять трициклом и квадроциклом будет можно, имея подкатегорию «В1». Причём, владельцы «старшей» категории могут управлять транспортными средствами «младшей». То есть, водитель с правами категории «А» может ездить на мотоциклах из категории «А1», но не наоборот. Категорией «В1» может управлять водитель с правами «В» (и даже «А», правда, только при наличии мотоциклетного управления).
Подкатегория «С1» включает автомобили массой в пределах 3,5 — 7,5 тонн, а к «D1» принадлежит транспорт с числом пассажирских мест от 9 до 16. «С1Е» и «D1Е» — практически те же самые подкатегории, только дающие право везти прицеп массой от 0,750 т (и не превышающий массу самой машины).
Владельцы действующих на данный момент прав получают в новом удостоверении ту же категорию, которая стоит у них в старом.
А водители мопедов и мокиков будут обязаны получить права категории «М», которые выдаются с 16 лет. Это вызвано тем, что в последнее время эти транспортные средства стали легкодоступными, а их не слишком опытные владельцы нередко создают проблемы водителям других транспортных средств.
Напомним, что в Европе с начала этого года тоже введены новые подкатегории для водительских удостоверений. Появились и права категорий «АМ» (мопеды и маломощные квадрициклы), «А2» (мотоциклы с большим объёмом двигателя), «В96» (легковые машины, которые по суммарной массе с прицепом весят больше, чем допустимая норма для категории «В»).
А в Германии права на мопеды выдаются уже не первый год – их получают с 14 лет. Кроме того, немецкие школьники, начиная с 4 класса, обязаны сдать экзамены на права для велосипеда. Иностранцы здесь тоже могут работать только при наличии местных прав. Водитель, имеющий удостоверение другого государства, получит немецкие права только после сдачи экзамена.
Вообще-то, рациональное зерно в таких нововведениях имеется, поскольку водительскими правами торгуют не только у нас, но и еще в целом ряде государств подобных нашему (Верхняя Вольта с ракетами, которые к тому же постоянно падают). В данном случае приоритет должен отдаваться безопасности остальных участников движения от такого «водилы».
Этот закон существенно поможет отсеять водителей-неучей, которые в своих странах получают права по блату. Да и за сдачу прав пойдет копейка в бюджет каждого региона. Я бы еще обязал таких водителей каждый год подтверждать квалификацию.