Новый экологический налог в России — плюсы и минусы

Недовольство высокими ставками транспортного налога довольно активно высказывалось автомобильным сообществом и вот, похоже, власти решили изменить ситуацию. Впрочем, теперь ситуация в корне изменится, и более всего от нового экологического налога пострадают владельцы старых автомобилей.

Новый экологический налог в России

Новый экологический налог предусматривает плату не за факт обладания транспортным средством как таковым, а за количество вредных выбросов СО2 при езде. При этом на сегодняшний день Минпромторг уже достиг договоренности с Министерством финансов по общим принципам ухода от ныне действующего транспортного налога, опираясь на опыт Европы в отношении использования экологического налога.

На сегодняшний день 47 процентов от общего автопарка Российской Федерации составляют автомобили, чей возраст превышает десять лет. При этом ситуация во многом различается в зависимости от региона.

В частности, наиболее насыщенным транспортными средствами является Дальневосточный округ, но при этом средний возраст автопарка там остается высоким. В частности, 82 процента от всех автомобилей имеют возраст старше десяти лет, что связано с активным импортом подержанных автомобилей из Японии.

При этом центральные регионы страны имеют лучшие результаты, на что оказывает влияние большая платежеспособность населения. Следует отметить также и тот факт, что на Дальнем Востоке многие автомобилисты предпочитают покупать подержанные автомобили в виду того, что за сходную сумму можно приобрести машину более высокого класса. Кроме того, здесь традиционно сохраняется недоверие к доступным иномаркам российской сборки.

Впрочем, экологический налог в России, по мнению властей, необходим не столько из-за относительной старости парка автомобилей, сколько в связи с экологическим классом ездящих по просторам страны автомобилей.

Так, половину автопарка Российской Федерации составляют транспортные средства с экологической категорией «Евро-1» и ниже, что таит существенную угрозу экологии. В особенности это касается крупных городов, где степень загрязнения атмосферы крайне высока.

С целью контроля за экологической ситуацией в больших городах Минпромторг выступил с предложением об ограничении сроков эксплуатации автотранспортных средств, главным образом – легкового коммерческого транспорта. Это ведомство, по сути, не выступает против подержанных автомобилей, а заявляет в качестве главного критерия их экологическую чистоту.

По информации Минпромторга за прошлый год в страну было ввезено порядка сорока тысяч старых автомобилей иностранного производства. При этом на них была незаконно оформлена документация о соответствии четвертому классу экологической чистоты.

Попытки внедрить экологический налог в России вызвали полярно различные мнения. Многие считают данную меру излишней ввиду того, что большая часть автомобилей и так соответствует современным нормам, но при этом должна заправляться топливом соответствующего экологического класса.

Причем ставки акциза для топлива класса «Евро-5» окажутся ниже, нежели на бензин «Евро-3», что само по себе приведет к активизации приобретения современных транспортных средств с более «чистым» мотором.

Эксперты полагают, что такая налоговая реформа может привести к существенному увеличению налогового бремени для автовладельцев и увеличению инфляции. Кроме того, не стоит сбрасывать и то, что основной удар придется по семьям с низким уровнем доходов. Все же старые автомобили, как правило, эксплуатируют не из-за желания автовладельца, а в связи с финансовыми трудностями, которые не позволяют купить новое авто.

Следует отметить, что часть аналитиков также приходит к выводу, что волноваться владельцам автомобилей пока рано. На внедрение нового налога потребуется срок порядка пяти-семи лет. Кроме того, государству придется прибегнуть к системе стимуляции и помощи гражданам в покупке новых автомобилей, как уже было сделано в Европе.



 

Впрочем, следует отметить, что экологический налог не преследует своей целью снижение предыдущего транспортного налога, а потому существенных преференций ждать все равно не стоит. В теории, налоговая ставка может возрасти в 10-15 раз, что станет очень серьезным бременем для автовладельцев.

К примеру, при размере ставки транспортного налога в пять рублей владелец ВАЗовской «семерки», имеющий двигатель мощностью в 74 лошадиные силы, ежегодно уплачивает в бюджет порядка 370 рублей.

В случае, если размер экологического налога будет равен загрязнению СО2 на один километр пройденного пути, помноженный на ставку и общее количество выбросов за год. Даже в случае годового пробега, составляющего одну тысячу километров и выбросе в атмосферу 200 граммов СО2 при налоговой ставке 0.5 рубля ему придется заплатить 100 тысяч рублей, а при больших пробегах, стало быть, еще больше. Само собой, такой налог окажется непосильным для подавляющего большинства граждан страны.

Специалисты полагают, что выходом из сложившейся ситуации может стать система льгот для граждан, владеющих автомобилями с минимальным количеством вредных выбросов. Кроме того, должна быть разработана системы поддержки и для производителей топлива экологических классов «Евро-3» и «Евро-4».

К примеру, в Германии в случае, если автотранспортное средство выбрасывает в атмосферу менее 120 граммов СО2 на километр пути, его владелец от уплаты экологического налога освобождается.

Впрочем государство предусмотрело ежегодное снижение данного лимита: в частности, в 2012 году он составил 110 граммов на один километра, а в следующем году будет составлять 95 граммов. Таким образом, для того, чтобы оставаться «в тренде» и не платить налог, владельцу придется обновлять свой автопарк на более экологически чистые модели.

Кроме того, подобная схема стимулирует приобретение гибридных транспортных средств, в которых экологическая чистота достигается без ущерба для мощностных и динамических показателей машины.

Еще одним аспектом, который потребуется учесть при разработке закона, является наличие «переходного» периода для перевода автомобиля на эксплуатацию более экологичного топлива.

Следует создать различия для граждан, применяющих автомобили для личных целей и водителей, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками.

Эксперты предлагают облагать экологическим налогом в России производителей автомобилей, не соответствующих современным экологическим стандартам. Это позволит автопроизводителям активнее осваивать новые технологии и внедрять инновации в данной области.

Следует отметить, что экологический налог имеет свои преимущества и недостатки. К его плюсам следует отнести дифференциацию платы в зависимости от частоты использования автомобиля.

На сегодняшний день равную сумму вынуждены платить все, и те, кто пользуется автомобилем редко, и автомобилисты, постоянно использующие транспортное средство.

Еще одним достоинством нововведения является, конечно же, и вынужденное обновление автопарка на автомобили с лучшей экономичностью и минимальным уровнем вредных выбросов. Кроме того, автомобилестроители будут вынуждены модернизировать автомобили, что также способствует развитию альтернативных – гибридных и электрических технологий.

Однако при этом очевидны и весомые недостатки. Вполне естественно, что уровень жизни подавляющего большинства россиян намного ниже европейского. При этом экологический налог в России ударит, первым делом, по наиболее незащищенным слоям общества. И это при том, что владельцы дорогих авто, имеющие высокий доход, от налога практически будут освобождены.

По сути, новый экологический налог имеет все шансы стать своего рода «налогом на бедность», что вызовет законное недовольство граждан и может послужить катализатором роста общественного напряжения в стране.

Кроме того, с внедрением экологического налога потребуется обновление автопарка государственных учреждений, включая больницы, что потребует дополнительных затрат из бюджета. Таким образом, вопрос о своевременности внедрения нового налога и его влияния на ситуацию в стране остается открытым.

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


11 комментариев к “Новый экологический налог в России — плюсы и минусы”

  1. Я считаю, что закон нужный, но его нужно дорабатывать — пусть власти платят за то, чтобы люди меняли старые авто на новые и стимулировали использование качественного бензина, а не обременяли автовладельцев.

  2. Да какой тут может быть налог?! За бензин втридорога заплати, транспортный налог заплати, страховку заплати, техосмотр заплати! Сколько можно?! И что теперь, за ВАЗ 2101 1974-го года выпуска люди будут платить десятки тысяч рублей в год? Издевательство какое-то. Скоро на велосипеды пересядем все.

  3. Не считаю закон нужным и полезным. Пользы не вижу в связи с тем, что живу в городе где имеется АЭС, металлургическое предприятие скоро запустится, строится аллюминевый завод, в общем с экологией и так БЕДА! А тут на автомобили экологический налог. Я не говорю уже о качестве бензина. Т.е. в моем понимании этот закон направлен в очередной раз на поддержку автотаза ну и чтоб машин на дорогах поменьше стало. Мажорье на новых «ино» будет свободно колесить. А народ, который не может себе это позволить, будет либо брать автотаз, ну или кататься, на вечно дорожающих автобусах.

  4. Если бы этот экологический налог убрал с дорог развалюхи, тогда бы я его поприветствовал. Но пока непонятно, чем это обернется, кроме того что нужно будет ПЛАТИТЬ

  5. Как по мне, так любой налог — это удар по нашим карманам. Где гарантии того, что экологический налог пойдет на экологию? Ведь не стали же лучше дороги после многолетних транспортных и прочих сборов, которые мы регулярно платили и продолжаем платить. Так что, я считаю, что любой новый налог — это усовершенствованный способ выкачивания денег с простых граждан.

  6. Ну вот, опять налог. как-будто средства будут идти на экологию, а не в карман чиновникам. Транспортный платим и что, дороги прям лучше стали…Очередная законодательно признанная обдираловка государством своих граждан.

  7. Необходимо ВООБЩЕ ОТМЕНИТЬ ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ так как он уже давно включён в стоимость очень дорогого бензина! А всех чинуш пересадить исключительно на тот автопром, который является патриотичным — пусть катаются и служат народу, а не власть показывают.

  8. Мой папа ремонтировал свой КАМАЗ лет 5. Естественно, камазу уже лет 20, теперь ремонтирует УАЗИК (и оба любимые, родные). За что он должен платить экологический налог? За то, чтобы 5 раз в год выехать на машине? А он пенсионер, у него сахарный диабет. Сколько ему той радости осталось?

  9. Считаю, что надо все налоги (транспортный и экологический) отменить, и включить их в стоимость бензина. Может быть в виде какого-то усредненного значения. Кто сколько ездит, то столько и платит вне зависимости от авто. Иначе пусть государство покупает каждому новый авто кто какую хочет. И будем ездить на крутых иномарках 2015 года.

  10. 1. Какая польза экологии от этих денег? Очищать воздух начнут?
    2. Как они будут контролировать пробег?
    3. Как тут уже сказали экологию загрязняет в первую очередь не транспорт, а предприятия, так что не надо п..деть что машинки отравили воздух.
    В общем очередной развод на деньги.

  11. Выброс СО2? Серьезно? Бензин в идеальных условиях сгорает до СО2 и воды, то есть чтобы меньше выбрасывать СО2 надо, чтобы машина ела меньше бензина. Болота, и вулканы выбрасывают этого самого СО2 на порядки больше, чем все человечество, их налогом тоже облагать будут?!

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).