От чего зависит время реакции водителя

Под временем реакции водителя подразумевают время, разделяющее сигнал об изменении дорожной обстановки, полученный органами чувств водителя, и начало воздействия им на органы управления транспортным средством.

время реакции водителя автомобиля

Простая формулировка, не правда ли? Между тем, почти не раскрывающая особенности реакции водителя, времени, затрачиваемого на нее в разных условиях, а также в одинаковой ситуации, но под влиянием разных факторов. Все это необходимо знать, чтобы снизить до минимума вероятность дорожно-транспортного происшествия. Знание в данном случае — воистину сила, спасающая человеческие жизни.

Полная схема прохождения сигнала выглядит следующим образом. Изменение дорожной обстановки воспринимается преимущественно органами зрения водителя. (Исключение составляют ситуации, когда источник опасности находится вне поле зрения водителя; тогда время принятия решения отсчитывается с восприятия органами слуха.)

Совокупность сигналов поступает в центральную нервную систему водителя, где на их основании и на основании суммы приобретенных знаний и опыта формируется ответ — в виде ряда действий, совершаемых водителем с рулем, педалью тормоза и т.п.

Однако организм человека — сложнейшая биологическая система, и мгновенное прохождение по ней сигнала об опасности практически невозможно. Достаточно упомянуть время на обработку информации в головном мозге. Сейчас при экспертизе используется нормативное время реакции водителя, равное 0,8 с. Но реальная жизнь всегда разительно отличается от теоретических выкладок.

Например, в идеальном варианте для торможения водителю достаточно всего лишь перенести стопу ноги с педали газа на педаль тормоза — и затратить на это не более 0,5 с. Если потребуется совершить объезд препятствия, действия с управлением будут уже сложнее, соответственно, и время на их выполнение возрастет…

Пол

По времени реакции водители-мужчины немного лучше женщин, — примерно на 0,05 с. Прекрасные половинки, однако, впереди по точности управления.

Возраст

Молодые быстрее обнаруживают сигнал и обрабатывают информацию. Однако пожилые тратят меньше времени на принятие правильных решений, к тому же, время реакции у них стабильнее.

Опыт, стаж

Никакие знания ПДД и техники не заменят водителю «опыт, сын ошибок трудных». Опытного водителя сразу можно распознать по спокойному, дисциплинированному, уверенному, порой даже интуитивному вождению. Приобретенная с годами способность предугадывать ситуацию на дороге значительно сокращает время реакции водителя со стажем.

Тренированность

Регулярные занятия физкультурой и спортом оказывают на организм оздоровляющее воздействие. Как следствие, физически здоровые водители быстрее реагируют на опасность.

Условия работы

Городское движение — постоянное изменение дорожной ситуации. Поэтому водитель, заранее настраивая себя на это, лучше реагирует на внезапную опасность, чем «убаюканный» долгой и однообразной междугородней трассой.

Время суток

Ночь – время ограниченной освещенности, которую даже самый интенсивный искусственный свет не может компенсировать. К тому же, природа настроила биологические часы человеческого организма на отдых в ночное время суток. В сумме это притупляет бдительность водителя в среднем впятеро. Очень коварно в этом отношении рассветное и сумеречное время.

Неблагоприятные погодные условия



 

Все, что ограничивает видимость на дороге – дождь, снегопад, туман, пылевая буря – автоматически увеличивает и время, требующееся водителю на реакцию управления автомобилем. Плохое сцепление шин с дорожным покрытием при этом способно моментально довести безобидную ситуацию до угрожающей.

Алкоголь

Мощный тормоз времени реакции водителя — от двукратного увеличения и выше. Даже в небольших дозах. Этого вполне хватает для совершения преступления. Ибо никто не отменял того, что выпивший человек за рулем — преступник.

Мобильный телефон

Такое же безусловное зло для водителя, как и алкоголь, — снижает реакцию на дорожную ситуацию в разы. Возможно, принятый Госдумой закон об увеличении штрафа за разговор по телефону за рулем изменит ситуацию к лучшему. Хотя, возможно, следовало сразу сделать, как в Нидерландах: там наказывают двухнедельным тюремным заключением или штрафом в 2 тысячи евро.

Медицинские препараты

Есть внушительный список лекарств, после приема которых управление транспортным средством противопоказано. (И это должно быть отражено в информации, прилагаемой к препарату.) Значительно растягивать время реакции водителя способны даже безобидные, на первый взгляд, средства от простуды и обезболивающие. Не говоря уже о психотропных препаратах. Но и стимуляторы не менее опасны: после их приема временное чрезмерное возбуждение сменяется резким спадом. К тому же, если водитель чувствует недомогание, — стоит ли в таком состоянии вообще садиться за руль?

Утомление

Еще один фактор, под воздействием которого крайне нежелательно отправляться в путь. Например, физическая работа (многим водителям приходится еще и работать грузчиками) может увеличить время реакции на 0,1 с. Другой вариант утомления очень часто фиксируется в протоколах ДТП — «уснул за рулем». Водителям-дальнобойщикам следует учесть, что непрерывная 16-часовая работа увеличивает реакцию на 0,4 с. Решить эту проблему должны тахографы, следящие за временем отдыха и труда водителей.

Рабочее место

Чем лучше его эргономика, тем лучше реагирует водитель на дорожную обстановку. Сиденье по росту водителя, проветриваемая кабина, отсутствие отвлекающих внимание предметов — слагаемые безаварийной езды. Если транспорт грузовой, надежное крепление груза, исключающее в дороге посторонние шумы, также содействуют низкой утомляемости водителя.

Музыка

Целый ряд музыкальных произведений, создающих в кабине благоприятную, рабочую атмосферу, поддерживают повышенное внимание и снижают утомление. Однако это касается преимущественно междугородних трасс; в городе музыка — скорее отвлекающий фактор. И еще: чем громче музыка, тем хуже показатель времени реакции водителя.

Ароматы

Их действие аналогично музыке. Есть ароматы расслабляющие, есть бодрящие. Правильно подобранный запах внесет свою лепту в концентрацию внимания на дороге.

Профессия водителя автомобиля одна из самых распространенных в мире, в то же время одна из наиболее рискованных. Она каждый день требует знания всех ее тонкостей, нюансов, представления о том, как реагирует организм на изменчивость дорожной ситуации, какие факторы и каким образом управляют временем реакции водителя. Но без всех этих слагаемых немыслимы ни подлинное мастерство, ни езда по дорогам XXI века без ошибок и чрезвычайных происшествий.

/center>

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


15 комментариев к “От чего зависит время реакции водителя”

  1. Отличный список, очень полный! Особенно меня впечатлило конечно, какое суровое наказание в Нидерландах за мобильный телефон…
    А от себя хочу добавить ещё в этот список — это разговоры с пассажирами автомобиля. Отвлекаешься, отворачиваешь голову от дороги, сам говоришь жестикулируешь и можешь нужный момент, когда надо быстро отреагировать на изменившуюся дорожную ситуацию, прозевать..

  2. Согласна с предыдущим комментатором, разговоры с пассажирами очень отвлекают от дороги. Чтобы увеличить скорость реакции водителя, нужно по возможности нейтрализовать все факторы (кроме пола, конечно). При усталости за руль не садиться, а также при алкогольном и любом другом опьянении. Сотовый вообще под запретом.

  3. В общем все правильно написано, на реакцию водителей действует множество факторов. Однако по себе заметил, что с приобретением опыта стал менее собранным, больше делаю на автомате, практически всегда правильно. Но когда был моложее внимательнее следил, не отвлекался не на что. А вообще конечно различные нюансы, влияющие на реакцию на дороге стоит знать.

  4. Никому нельзя расслабляться. Ни новичку, ни опытному водителю. Как правило в ДТП попадают именно эти категории. Новички по неопытности, а водители с большим стажем по самонадеянности. Все факторы нужно принять во внимание и стараться сделать все для того, чтобы вы были как можно более сконцентрированы на движении.

  5. Это все, конечно, на реакцию влияет, верно подмечено, но самое главное — это опыт и ответственность. Для меня такое понятие как «уснуть за рулем» звучит дико. Стаж вождения у меня не очень большой — 5 лет, но езжу каждый день и много, в том числе на дальние расстояния.

  6. Мне кажется, какое бы не было утомление, уснуть за рулем невозможно. Ведь всегда находишься в напряжении. Может быть я не прав. Возможно дальнобойщики на трассах расслабляются и могут уснуть. Но насколько я знаю, в поездке на дальние расстояния водителей двое. Они периодически меняют друг друга.
    По поводу запрета пользоваться телефонами, согласен. На своем опыте убедился. Как — то еду по трассе. Звонит телефон. Пока доставал, отвлекся на какие -то секунды и… съехал в кювет. Хорошо, что скорость была небольшая.

  7. Не уснуть ни при каком утомлении? Однако засыпают довольно много и часто. Как ни крути а выезд на встречную прикорнув это весьма и весьма частое явление. Конечно может это не основной фактор но значительный.

  8. Действительно, иногда ситуация на дороге бывает непредсказуема, а мы должны на нее реагировать. Сложно быть импульсивным человеком по характеру, всегда нужно соблюдать хладнокровие при принятии определенного решения!

  9. Всем привет, в автошколе (учился в ДОСААФ) нам сразу сказали: в «умелых» руках — автомобиль страшнее автомата, а ведь и вправду не хочется лишить кого-либо здоровья и жизни лишь потому, что ты не вовремя ответил на звонок. Удачи на дорогах.

  10. Опытный водитель, даже старшего возраста, при возникновении сложной ситуации на дороге отреагирует на опасность если не быстрее молодого, то вернее. Моральная готовность водителя к возможным опасностям и сосредоточенность на управлении автомобиля, являются определяющими.

  11. Лично меня иногда отвлекает радио. Когда там не музыка играет, а что-то рассказывают или розыгрыш какой-нибудь. Несколько раз замечала, что в таких ситуациях начинаю хуже реагировать…

  12. Утомление и алкоголь по моему сильнее всего влияют на реакцию, безопасность. Один мой знакомый работал в милиции и разбился с коллегой ночью именно потому что заснул за рулём. А друг с детства погиб когда с турбазы поехал в ближайшее село за выпивкой в слегка нетрезвом виде. Поэтому стараюсь высыпаться и после выпивки не сажусь за руль даже на даче где нет никаких гаишников километров на 10 вокруг.

  13. Еще на время реакции влияет тип темперамента. Холерики раньше замечают опасную ситуацию, чем флегматики. Правда, не факт, что холерик, со своим быстрым мозгом, примет правильное решение))) Лучше из опасных ситуаций, думаю, выйдет флегматик.

  14. У меня был случай, когда я еще был совсем молодым. Мне было 22 года. Я взял автомобиль Москвич у отца, чтобы съездить в гости к брату, который жил от нас в двадцати пяти километрах. Ехал по трассе, которая располагалась по пересеченной местности, поэтому в основном, была насыпана. Асфальт был разбит, по обочине были накатаны следы объезда разбитого асфальта. В отдельных местах такие следы тянулись на километры. Я решил ехать по этим следам, вечерело, поэтому я просмотрел, что одна, правая колея исчезла и по обочине тянулась лишь одна. Я на всей скорости влетел на одноколейку и мгновенно почувствовал, что с правой стороны у меня нет опоры для колеса, я выехал за пределы насыпи. Сам не знаю, сколько времени мне понадобилось для принятия решения, но я на одном вздохе, совершенно спокойно, резко вывернул руль вправо до отказа, затем также быстро влево и выровнял автомобиль перпендикулярно насыпи. Это спасло меня, на тормозах я скатился в самый ее низ. И когда посмотрел на высоту насыпи, вот тогда я испугался. Хорошая реакция и спокойствие спасли меня.

  15. Считаю, что время реакции зависит в основном от опыта и навыков. Это та ситуация, когда голова ещё думает, а руки и ноги уже делают. По себе не раз это замечал. Помню, раз ехали с дочкой и на встречку вылетела БМВ. Мне она до этого не понравилась, сильно мельтешила между рядами. Я как-то на автомате уже ушёл от неё через обочину, а дочь только потом отреагировала.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).