Что такое фединг тормозов?

Термин «фединг тормозов» вошел в нашу лексику с 30-х годов ХХ века. Для основной массы автолюбителей он звучит загадочно, а инженерам фединг тормозов знаком хорошо.

фединг тормозов

В начале ХХ века автомобильные тормоза затормаживали только задние колеса. Авто тех времен ездили со скоростью не более 60 км/час, да и весили всего до 1000 кг, поэтому такой принцип торможения был достаточен. Но мир не стоял на месте – машины стали тяжелее, а скорости выросли и появился эффект «нагрева» тормозов. При этом водитель с силой нажимал на  тормозную педаль, а замедление автомобиля было слабым. Такое опасное снижение эффективности тормозов  при  их «перегреве» называется ФЕДИНГОМ.

Для борьбы с ним некоторые автоинженеры попробовали использовать воду. Она подавалась на наружные поверхности тормозов и охлаждала их за счет испарения. От такого способа быстро отказались из-за громоздкости и необходимости возить с собой запас воды.

Вопрос «материи»

Температура начала проявления фединга сильно зависит от материала тормозных накладок. Первые тормозные х/б ремни с пропиткой смолами хорошо тормозили только до температуры нагрева всего в 250оС. Далее стали применять асбестовые ткани с вплетением в нее латунных нитей, из-за которых тормоза неприятно «визжали». Поэтому накладки стали не плести, а формовать и добились термостойкости тормозов до 400оС. Но при истирании накладок образуется канцерогенная асбестовая пыль – поэтому по требованиям экологов асбестовые накладки вне закона в большинстве  цивилизованных стран.

Пришло время синтетических материалов, которые вначале были применены на спортивных автомобилях. У них тормоза работают в очень тяжелых условиях и очень сильно нагреваются. Жаростойкий материал углепластик довел границу начала фединга до 1000оС, правда он очень дорогой.

Силовые приемы

Когда нагрев тормозов приближается к проявлению фединга, водитель автомобиля чисто инстинктивно старается еще сильнее давить на педаль. Но возможности человеческого организма весьма ограничены и сильнее сжать трущиеся детали тормозов не удается.

В 20-е годы ХХ века появились усилители тормозов, использовавшие разрежение во впускной системе двигателя. На тяжелых грузовиках и больших автобусах начали применять  пневмопривод тормозов. С 30-х годов легковые автомобили получили гидравлические тормоза с вакуумным усилителем.

Достоинство гидропривода – очень быстрое и правильное распределение усилия торможения  между всеми колесами, а вакуумный усилитель имеет компактные размеры.

Для тяжелых дизельных тягачей стали применять как дополнительный замедлитель – горный тормоз. При его включении, особая заслонка перекрывает выпускной тракт двигателя. Дизель как бы «придушивается» и притормаживает тягач за счет высокого давления в цилиндрах.

Бей барабаны

Тормозной барабан не очень эффективно рассеивает тепло, так как тормозные накладки находятся в замкнутом пространстве. Горячий воздух может отводиться только через периферию тормозного барабана. Поэтому размеры его приходится сильно увеличивать и делать на наружной поверхности барабана развитые ребра для улучшения вентиляции внутреннего пространства.

Диск

Но наиболее хорошо охлаждаемым тормозным механизмом оказался дисковый тормоз. Он представляет собой диск, зажимаемый с двух сторон колодками. Для увеличения поверхности охлаждения в диске делают много отверстий. Таким тормозом сегодня оснащено большинство автомобилей мира.

Впервые дисковые тормоза применила на своих гоночных авто в 1952 году фирма «Jaguar».

Резюме: на сегодняшний день температурная зона возникновения фединга значительно сдвинута в сторону повышенных температур. Но автомобильная наука движется вперед и инженеры продолжают поиски повышения температурной стойкости автомобильных тормозов.




Может заинтересовать:

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Сканер для самостоятельной диагностики своего авто

Как быстро избавиться от царапин на машине

Требуются водители в UBER со своим автомобилем




Комментарии к статье:
  • Федор Анисимов

    Эта информация будет полезна как профессиональным водителям, так и новичкам так как речь идет об автомобильных тормозах то тут надо быть максимально внимательным, ведь большинство аварий происходит из за неисправностей тормозов.

  • Алла

    У меня хоть и солидный стаж, но про фединг тормозов я узнала впервые и еще раз убедилась, как важно следить за тормозной системой. Но я доверяю профессионалам!

  • Павел

    Хорошо, что технологии в данной сфере не стоят на месте и каждый раз инженеры придумывают, что то новое, более эффективное средство.

    Тормоза это важнейший элемент в машине. Не даром это один из элементов, который проверяют на тех осмотре в первую очередь. Это и понятно, ведь от них напрямую зависит жизнь людей.

  • Алексей

    Хм.. Интересно! 25 лет езжу за рулем. Думал знаю все. А оказалось нет. Таких подробностей о тормозной системе не знал. Наверно, более всего подобные технологии развиваются благодаря гоночным автомобилям!? Читал, что на некоторые делают тормоза компании по производству самолетов. Например, на Бугатти Верун.

  • Анатолий

    Ну я могу сказать, что если вы соблюдаете скоростные ограничения и катаетесь на иномарке, то вам этот материал ничего не даст. Это понятие нужно знать тем, кто любит погонять. В обычной жизни перегреть тормоза — почти нереально.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).