Датчики парковки: принцип действия и применение

Датчики парковки вошли в жизнь автомобилистов совсем недавно, однако быстро завоевали невероятную популярность. Этому способствует и огромное количество парктроников, предлагаемых на современном авторынке, которые могут устанавливаться на любую модель автомобиля.

Датчики парковки автомобиля

Главной задачей датчиков парковки является определение наличия препятствия перед автомобилем либо за ним и извещение об этом водителя путем звукового и визуального сигнала. Наиболее передовые модели при этом способны вычислять и расстояние до препятствия, а также использоваться в комплекте с видеокамерой. То есть водитель видит «картинку» с камеры и расстояние до препятствия, которое определяют датчики парковки.

Идея создания устройств, помогающих водителю автомобиля «увидеть» препятствие в «мертвой» зоне или определить дистанцию до них при движении задним ходом не нова. Впрочем, и сам принцип датчика парковки ведет свою историю от военной индустрии, а именно – радарных систем, которые появились еще во времена Второй Мировой войны. Однако от знания принципа до реализации конкретного устройства лежит долгая дистанция.

Суть радара заключается, как известно, в подаче импульса радиоволн, часть которых отражается от препятствия и возвращается к приемнику. Зная скорость движения волны, и время ее возврата, легко вычислить расстояние до препятствия, а разность в возвращении волн позволяет определить и конфигурацию объекта. Однако подобные комплексы имеют большие размеры и требуют мощных вычислительных ресурсов. Датчик парковки же должен быть максимально компактным.

Именно благодаря этому фактору инженеры отошли от использования радиоволн, применив для датчиков парковки ультразвук. Ведь автовладельцу не требуется высокая «дальнобойность» системы – парктроник должен извещать его о том, что творится в непосредственной близости от автомобиля.

Таким образом, современные датчики парковки состоят из передатчика ультразвука и приемника отраженного сигнала. Информация от них подается на центральный блок управления, который располагается в салоне автомобиля. Он анализирует сигнал и извещает водителя при помощи звуковой сигнализации и светодиодов о наличии препятствия и степени приближения к нему.

Более функциональные модели имеют в своем распоряжении собственный микропроцессор, который вычисляет по скорости возврата ультразвуковой волны расстояние до препятствия и переводит его в метрическую систему координат.

Безусловно, подобная конструкция датчиков парковки имеет и определенные недостатки. Так, в отличие от радиоволны, движущейся со скоростью, близкой к скорости света, ультразвук распространяется гораздо медленнее, и на его скорость существенно влияют атмосферные факторы. Чрезмерная пыльность, загазованность атмосферы вполне могут привести к ошибкам при определении расстояния. Также огромную роль играет степень чистоты датчиков парковки, ведь грязь на них существенно искажает показания, а порой и просто «слепит» систему.



 

Впрочем, данные факторы с лихвой окупаются дешевизной конструкции. По сути, для датчика парковки степень погрешности в замере дистанции до препятствия вполне допустима, ведь водителю не так важна точность до пары сантиметров и миллиметров. Ему важно знать, что автомобиль не столкнется с препятствием.

По этой причине загрязнённость атмосферы практически не оказывает реального воздействия на датчики парковки, которые могут оказать существенное влияние на процесс использования.

Загрязненность самих датчиков же вполне способно повлиять на данный фактор. Владельцы автомобилей, оснащенных датчиками парковки, наверняка замечали, что в условиях сильного снегопада, когда кузов автомобиля значительно загрязнен, система может «сходить с ума», подавая сигналы о наличии препятствия. Происходит это из-за того, что ультразвуковая волна просто не в состоянии «пробить» стену из снежной каши, обильно сдобренной грязью и реагентами, на самом кузове и воспринимает ее как препятствие, подавая сигналы тревоги. Именно поэтому чем чище будут датчики, тем надежнее будет их применение.

В процессе эксплуатации датчиков парковки была замечена и еще одна ошибка, которая вполне может привести к аварии. Как известно, наилучшим местом для расположения парковочных датчиков считается задний бампер автомобиля. При этом на многих моделях легковых автомобилей, внедорожников и кроссоверов он расположен довольно высоко – несколько выше, чем носовая часть некоторых современных автомобилей.

Теперь представим ситуацию, когда к припаркованному автомобилю сзади вплотную подъезжает достаточно низкий автомобиль с невысоким уровнем капота. При этом автомобиль начинает двигаться назад, поскольку увидеть низкий автомобиль в зеркало заднего вида возможно далеко не всегда в ночное время, при ярких источниках света на заднем плане или в условиях тумана.

Ультразвуковая волна, которую посылают датчики парковки, не отражается от препятствия в должном объеме, а направляется вдоль капота автомобиля, рассеяно отражаясь от кузовных элементов. Итог плачевен – датчики парковки если и успеют подать сигнал, то в самый последний момент, когда избежать столкновения уже будет крайне сложно.

К слову, подобное поведение звуковых и радиоволн известно давно и на его основе, собственно, и создавались самолеты с низкой радарной заметностью наподобие известных американских «Стеллс». Так вот, таким «Стеллсом» по отношению к датчикам парковки легко может стать другой автомобиль. Особенно это касается низких спортивных авто с покатыми капотами, и о данном факторе не следует забывать.

Важно помнить, что любые датчики парковки – не панацея, и ни в коем случае не следует надеяться на электронику, притупляя бдительность. Они способны лишь помочь, но только внимательность способна по-настоящему обеспечить безопасность движения на автомобиле.

 




ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ДЛЯ СВОЕГО АВТОМОБИЛЯ >>>


5 комментариев к “Датчики парковки: принцип действия и применение”

  1. Для начинающих водителей датчики парковки очень нужная и полезная вещь. Меня на первых порах они не раз выручали. Однако, стоит учитывать, что и у них есть мертвая зона, в которой они просто не видят препятствия. Поэтому рассчитывать на 100% на них нельзя.
    А для опытных водителей, считаю, что это уже совсем не нужный девайс.

  2. Как правило, устройства парковки используются в классических ситуациях: заезд в гараж задним ходом, параллельная парковка и т.д. Эти элементы отрабатываются на вождении в автошколе и по их исполнению (естественно без парковочных приспособлений) судят о качестве подготовки водителя. Если у водителя не получаются эти элементы после получения прав — может ему лучше подучиться?

  3. Я в принципе не был знаком с датчиками парковки до недавнего времени. Ничего себе жил, спокойно ездил и беспроблемно парковался. Датчик парковки был на купленном жене автомобиле. Ля нее это просто палочка выручалочка. Парковка без этого датчика дается ей не очень легко. думаю, что он все-таки расхолаживает водителя и притупляет бдительность.Я в принципе не был знаком с датчиками парковки до недавнего времени. Ничего себе жил, спокойно ездил и беспроблемно парковался. Датчик парковки был на купленном жене автомобиле. Ля нее это просто палочка выручалочка. Парковка без этого датчика дается ей не очень легко. думаю, что он все-таки расхолаживает водителя и притупляет бдительность.

  4. Датчик парковки это безусловно вещь нужная,не только для новичков,но и для весьма опытных водителей.Во-первых экономит время,которое вы потратите на «назад-вперёд» и выход из машины.Во-вторых вы можете быть спокойны,что никого не заденете(если вы,конечно, не законченный криворукий чайник).Ну а в-третьих это позволит нормально припарковаться,не мешая другим и затем не выслушивая бесконечный поток мата от других водителей.

  5. Датчики парковки- очень удобная вещь, когда только начинаешь водить машину или если машина крупногабаритная. Но иногда эти датчики очень раздражают, особенно когда едешь по оживленной дороге, они все время пищат.

Оставьте комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).