Внедрение современных тахографов оказалось преждевременным

Международный опыт использования тахографов – специальных устройств, контролирующих режим труда и отдыха водителя, доказывает их эффективность. В России разговоры об их внедрении шли на протяжении длительного времени. И вот с 1 апреля вступил в силу принятый летом прошлого года закон об обязательном использовании тахографов на транспорте. Также, одновременно с законом, вступили в действие и поправки в КоАП, в соответствие с которыми предусмотрена ответственность за отсутствие тахографов либо их неработоспособность.

установка тахографов

Исходя из приказа Минтранса, тахографами должны оснащаться грузовые автомобили разрешенной массой более 3.5 тонн и коммерческие автомобили пассажирского назначения, количество посадочных мест на которых более восьми. Само собой, наличие столь обширной законодательной базы привело к тому, что сотрудники ГИБДД начали активную «охоту» на перевозчиков, что вызвало протесты со стороны последних.

Собственно говоря, проблемой стала не сама установка тахографов, а тот факт, что в соответствии с уже упомянутым приказом Минтранса с 1 апреля на транспортные средства должны ставиться тахографы последнего поколения. Их отличием является наличие сертифицированных на территории Российской Федерации средств криптографической защиты информации, которые представляют собой отдельный блок.

Задача данных криптографических устройств заключается в защите данных тахографа от корректирования с использованием компьютерных средств. Однако времени для оборудования автомобилей подобными системами предусмотрели крайне мало, а сама схема установки подобных тахографов до конца не отработана.

Существует определенный дефицит и самих модулей криптозащиты. Кроме того, подобные блоки требуют дополнительного лицензирования ввиду применения криптографических схем защиты данных, что также существенно затрудняет их внедрение. При этом перевозчики ожидают начала продаж подобного оборудования, ибо установка нового комплекта оказывается более простой процедурой, нежели переоборудование старого.

Как уже отмечалось, в Европе тахографы применяются уже давно и с каждым годом все больше модернизируются. В то же время на зарубежных тахографах также устанавливаются модули криптографической защиты данных, управление которыми производится из единого центра, находящегося под контролем Евросоюза. Однако российские власти выступают против функционирования на территории Российской Федерации несертифицированных зарубежных систем и именно по этой причине началась разработка собственной системы.

Современные российские тахографы, относящиеся к последнему поколению подобных устройств, оснащены блоком криптографической защиты данных, модулем глобального позиционирования Глонасс-GPS, а также модемом, работающим в сетях GSM, для передачи данных. Подобная конфигурация дает возможность отслеживать не только режим труда и отдыха, но и перемещения автомобиля, выполняя, в то же время, функции системы мониторинга транспорта.

При этом в Евросоюзе подобные устройства станут обязательными к внедрению лишь с 2018 года. Отличием же российских устройств от западных аналогов является применение отдельного модуля криптографической защиты. На европейских моделях он является встроенным. Собственно говоря, подобная конфигурация позволяет не менять уже имеющийся тахограф, а лишь дополнить его модулем защиты данных, прошедшем сертификацию в России.

Следует отметить, что в отличие от систем мониторинга ГЛОНАСС, установка тахографов не будет обязательной для российских автопроизводителей. Они по собственному выбору могут либо сразу устанавливать тахографы, либо предоставить данную возможность владельцу. Однако многие производители сами выступили с инициативой установки подобных систем.

Так, с 2011 года автобусная техника Горьковского автомобильного завода оборудуется цифровыми системами контроля, в числе которых и тахографы от компании VDO. На легкий коммерческий транспорт при этом возможна опциональная установка подобного оборудования.

В настоящее время существенной сложностью является небольшое количество производителей тахографов. По данным Росавтотранса, в настоящее время выпуском подобной продукции занимается четыре предприятия, в числе которых  «Штрих-М», КЗТА, группа «Инкотекс», а также Continental VDO. Интерес к рынку проявляют и другие компании, в числе которых ряд совместных предприятий. В отношении ценовой политики дела также обстоят пока не очень благоприятно.

Так, российский тахограф без модуля криптозащиты стоит порядка 23 тысяч рублей, а с наличием оного цены начинаются от 35 тысяч. Полностью же удовлетворяющий требованиям тахограф вместе с установкой обойдется, примерно, в 45 тысяч рублей.

Конечно, на стоимости услуг крупных перевозчиков подобные траты вряд ли отразятся, однако небольшие компании наверняка увеличат расценки на свои услуги. Немаловажно и то, что снизится скорость осуществления перевозок, что также не очень выгодно для малых частных организаций.

Преимущества от внедрения тахографов при этом велики, и основным из них является снижение количества дорожно-транспортных происшествий, причиной которых становится усталость водителя. Однако обязательное использование подобного оборудования существенно сократит число компаний на рынке, предлагающих невысокие расценки на транспортные услуги. Для того, чтобы этого избежать, необходимо наличие эффективных мер поддержки небольших компаний-перевозчиков.

Собственно говоря, в приказе Министерства труда указывается о том, что с 12 декабря прошлого года Фондом социального страхования могут компенсироваться расходы на установку тахографов. При этом компенсация касается не только самих работ по установке, но и цены тахографа, карты и модуля криптографической защиты. Размер компенсации определен в 20 процентов взносов, уплаченных в фонд за предыдущий год.

Несмотря на все вышеизложенное, главным вопросом, волнующим перевозчиков, является тот факт, что уже сейчас, несмотря на неподготовленность технической базы, действуют вполне реальные штрафы за отсутствие тахографов.

Отныне вопрос о штрафах решен. Буквально на днях Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект, который вносит поправки в КоАП, приостанавливающие действие штрафных санкций при отсутствии на автотранспортных средствах тахографов. Данные поправки поддержаны и Минтрансом ввиду того, что ведомство ранее обращалось в МВД с просьбой временно не вводить штрафных санкций против водителей.

Внедрение штрафов должно быть осуществлено лишь после того, как будет разработан четкий порядок оснащения автомобилей тахографами нового типа. Его утверждение Минтрансом запланировано на лето этого года. При этом до 2015 года предусмотрена модернизация имеющихся тахографов в соответствие с новыми требованиями.

Эксперты весьма осторожно относятся к срокам внедрения тахографов в России. По самым оптимистичным прогнозам, на это потребуется не менее года. Важную роль играет и развитие инфраструктуры стоянок и мест для отдыха водителей.

К сожалению, на сегодняшний день дорожная сеть в России оставляет желать лучшего. На текущий момент Минтранс разрабатывает план, в рамках которого предусматривается создание соответствующей инфраструктуры для стоянки и отдыха водителей.

Однако при этом многие признают, что один год – слишком малый срок для полноценной реализации подобного масштабного проекта. В Европе внедрение тахографов заняло шесть лет, и при этом сроки переносились трижды. И в конечном счете было разрешено использовать тахографы старого образца на автомобилях, произведенных ранее, вплоть до их списания.

Требования же Минтранса касательно использования устройств исключительно последнего поколения существенно сокращает перечень производителей оборудования и, по сути, запрещает эксплуатацию тахографов, установленных до 1 апреля текущего года независимо от их технического состояния и характеристик функциональности.

Безусловно, подобные ограничения не очень удобны как для производителей, так и для перевозчиков. Как всегда, закон есть, а возможностей для его реализации попросту недостаточно.

Хочется верить, что необходимые доработки будут внесены и перевозчики получат уже готовое функциональное решение, которое можно будет активно внедрять. Однако когда наступит этот момент, прогнозировать крайне сложно.




Может заинтересовать:

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?

Сканер для самостоятельной диагностики своего авто

Как быстро избавиться от царапин на машине

Требуются водители в UBER со своим автомобилем




Комментарии к статье:
  • Игорь Петров

    При внедрении всяких европейских примочек, в том числе и тахографов, все как то забывают, о том что размеры Европы просто не сопоставимы с российскими. Европейский страны чаще всего размером с наши области. И оснастить такие короткие дороги не сложно, а вот организовать комплексное внедрение на наших магистралях, находящихся в нескольких часовых поясах и простирающихся от вечной мерзлоты до субтропиков — ой как непросто. Да и нужно ли все копировать?

  • oleg

    Сама задумка вроде бы нужная. Но вся сложность у нас в том, что между принятием закона и его исполнением лежит огромная пропасть. И бесят те полицейские, которые пользуются вот такими лазейками для обогащения и повышения собственного карьерного листа. И еще одна сложность. Менталитет европейских стран слишком отличается от нашего и вполне возможно, что этот прибор у нас не приживется.

  • Олег

    Как всегда законотворцы подумать забыли! То, что ответственные структуры не справляются с установкой тахографов это ожидаемо. И цены на них подняли заоблачные. Большинство моих знакомых частников просто не собираются их ставить. И будут убеждать сотрудников дорожной полиции, что машину используют в личных целях.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).