Кто несет ответственность за ученика автошколы, находящегося за рулем учебного автомобиля во время экзамена?

Работа автошкол и последующий прием экзаменов у учащихся являются процедурой, довольно широко рассмотренной в юридической практике и регулируемой рядом нормативно-правовых актов. Однако в реальных жизненных ситуациях нередко возникают случаи, не предусмотренные опытом законоприменения.

инструктор по вождению в автошколе

Так, совсем недавно выяснилось, что в законодательстве никак не рассмотрен случай совершения дорожно-транспортного происшествия при приеме экзамена в ГИБДД.

Именно такой случай произошел в Новороссийске, когда кандидатка на получение «прав» попала в аварию (возможно перепутала газ с тормозом), столкнувшись с бетонным ограждением, и получила при этом довольно серьезные травмы.

Инспекторы ГИБДД при этом не произвели оформление дорожно-транспортного происшествия, сославшись на то, что авария произошла не на дорогах общего пользования, а на закрытой учебной площадке. В итоге дело о данном ДТП было рассмотрено Верховным судом Российской Федерации.

Исходя из указаний действующих нормативно-правовых документов, безопасность движения на автодроме должен осуществлять инспектор ГИБДД, ведущий прием экзамена. При этом нигде не оговаривается, каким именно образом он должен осуществлять это, ведь ни он, ни инструктор в автомобиле не находятся. Разрешить нахождение инструктора вместе с учащимся также рискованно, поскольку он может оказывать помощь ученику путем использования дублирующих педалей.

Рассматривая данный случай, юристы пришли к выводу, что экзаменуемый при приеме экзамена не может находиться один в автомобиле и с ним, так или иначе, должен быть инструктор.

Требование принимающего экзамен инспектора ГИБДД о том, чтобы инструктор покинул автомобиль, не является правомерным. Исходя из пункта 1.2 ПДД, обучающий вождению инструктор приравнивается к водителю и, исходя из пункта 10.1, водитель призван обеспечивать скорость транспортного средства, при которой он может постоянно его контролировать. Соответственно, за превышение скорости движения и иные аварийные ситуации ответственность несет именно инструктор, и он отвечает за последствия ДТП вместо ученика.

Верховный суд неоднократно указывал на то, что требования ПДД, действующие на дорогах общего пользования, в полной мере применяются и для прилегающих территорий, которыми и следует считать автодромы, на которых осуществляется прием экзамена по вождению.

Подобная трактовка должна использоваться и на положения пункта 1.2 ПДД, несмотря на то, что в нем термин «дорожно-транспортное происшествие» трактуется в качестве события, которое произошло в процессе движения автомобиля на дороге.

Верховный суд отмечает, что все требования закона полностью применимы и к ситуациям, возникшим на прилегающих территориях, включая площадки для обучения вождению.

Исходя из сложившейся ситуации, прием экзаменов является действием, связанным с риском для безопасности дорожного движения и потому для автодрома полностью применимы положения пункта 21.2 Правил, где учебная езда должна выполняться исключительно в присутствии инструктора, обучающего вождению.

Соответственно, положения Верховного суда определяют, что инструктор должен все время быть в автомобиле вместе с учеником, поскольку, с юридической точки зрения, именно он и выступает в роли водителя, призванного обеспечить безопасность.

Безусловно, открытым остается вопрос об объективности принятия экзамена и принятия мер, призванных исключить вмешательство инструктора в действия учащегося.

Контроль за действиями инструктора может производиться благодаря установке на учебные автомобили индикаторов режима работы дублирующих педалей. Подобные устройства позволят исключить вмешательство со стороны инструктора в процесс управления транспортным средством.

Касаемо практики, использующейся в ГИБДД и связанной с тем, что инструктору запрещают находиться во время экзамена в автомобиле, юристы отмечают, что в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «О полиции» инспектора должна осуществлять свою деятельность в полном соответствии с требованиями законодательства.

Исходя из пункта 4 этой же статьи, сотрудники полиции не могут оправдывать свои действия, нарушающие закон, интересами службы и иными причинами. Исходя из этого, требования к инструктору покинуть транспортное средство с учащимся за рулем являются противозаконными.

Статья про знаки приоритета дорожного движения с комментариями поможет курсантам автошкол быстрее усвоить тему.

Как выглядят предупреждающие знаки дорожного движения (см. здесь) знают все водители.

Жесты регулировщика (http://voditeliauto.ru/voditeli-i-gibdd/signaly-regulirovshhika-v-kartinkax.html) и их значение — с картинками и комментариями.

Видео — ученик за рулем попадает в ДТП:




Может заинтересовать:

Сканер для самостоятельной диагностики своего авто

Требуются водители в UBER со своим автомобилем

Как быстро избавиться от царапин на машине

Как защитить себя от слепящего солнца и фар за рулем?




Комментарии к статье:
  • Маша

    Я считаю что ответственность во время экзамена несет инструктор автошколы. Я когда сдавала, все проблемы он брал на себя.

  • Анастасия

    На мой взгляд, в этом случае ответственность несёт исключительно инструктор. Недавно сдавала сама на права и постоянно переживала, что во время движения что-то может случиться и я буду виновата. Но Именно инструктор меня и успокоил, что отвечать только ему. Для этого они и сидят рядом, контролируют.

  • Владимир

    В мое время, когда я проходил обучение, инструктор брал всю ответственность на себя. А так от себя считаю что необходимо эти нюансы прописать в ПДД, а то бывают слухи что ученик попадает в ДТП, а с него потом просят восстановить учебное авто. (был такой случай у нас в городе)

  • Виктория

    Когда я сдавала на права, то даже на автодроме со мной рядом сидел инструктор, а экзаменатор из ГИБДД сидел сзади посередине, тем самым он видел, что инстуктор не помогает, а я все делаю сама. и это я считаю правильно, т.к. в случае нештатных ситуаций инструктор смог бы отреагировать.

  • Леся

    Инструктор автошколы, конечно! Это прописано в правилах! Правда, мой инструктор не то что не помогал, он старался испортить все (но тут была причина в личной неприязни)=)

  • Татьяна

    В данный момент прохожу обучение в автошколе. Ответственность за ДТП и нарушение правил несет ВОДИТЕЛЬ (т.е. автоинструктор), но гражданскую ответственность несет тот, кто за рулем, т.е. КАНДИДАТ в водители (=ученик). Т.е. если вы попали в аварию, будучи кандидатом в водители за рулем учебного автомобиля, все штрафы будет оплачивать инструктор (или автошкола), но если кто-то пострадал или не дай бог умер — будете оплачивать именно ВЫ. А вообще в нашей государственной автомотошколе нужно заплатить за страхование жизни и несчастных случаев. Сумма причем копеечная.

  • Лика

    За все происходящее на дороге во время обучения (а экзамен является заключительной частью обучения) несет ИНСТРУКТОР АВТОШКОЛЫ! Более того, это должно быть прописано в трудовом договоре инструктора при приеме на работу в автошколу. И никаких других вариантов быть не может. Как может человек без прав (курсант) нести какую-то ответственность???

  • Настя

    Конечно только инструктор несет всю ответственность за все происходящее. Студент ведь экзамен еще не сдал, права не получил, значит и все его действия должны контролироваться инструктором

  • Людмилка

    Безусловно, ответственность полностью ложится на плечи инструктора, иногда встречаются такие ученики, что последствия хочется делить пополам.

  • Никита

    Ученик — «существо бесправное» и, пока он права не получил, контролировать его действия (и отвечать за них) должен инструктор. Естественно, находясь рядом в машине.

  • Валерия

    На автодроме все упражнения я проходила в одиночестве, никого рядом в машине не было и проблем с этим тоже. А вот в городе произошел инцидент при сдаче, я прижалась к бордюру сильно, в итоге лопнуло колесо. Экзамен я провалила, пришлось выплачивать деньги инструктору за 2 колеса + за доп. занятия + экзамен. Хотя представитель ГИБДД сказал инструктору тогда, что он должен был помочь и вывернуть руль, и пусть экзамен бы я не сдала с первого раза, но хотя бы деньги мои остались бы при мне.

  • Ксения

    Ответственность за ученика без прав несет ГАИшник, который принимает экзамен. Пусть садиться в машину и контролирует все, а не расхаживает по автодрому. Я, например, сдавала даже не со своим инструктором город. И что, совершенно незнакомый человек должен нести за меня ответственность?

  • инструктор

    Что же вы все накинулись на инструктора? Вас можно понять, что он отвечает за всё на обучении, но если вы освоили всю программу и вышли на экзамен, то завтра вы уже полноПРАВНЫЙ ВОДИТЕЛЬ. Как вы собираетесь ездить, не приучив себя к самостоятельному управлению? Готов поспорить с кем угодно и на что угодно, что никто ни из вас, ни из инструкторов, не сможет предотвратить ДТП, если ученик накосячит. Возможности инструктора сильно ограничены (только ТОРМОЗ). Его даже Правилами пристегнули уже, чтобы до руля не дотянулся.

  • Роман

    Странно, мой инструктор во время сдачи экзамена говорил, что ответственность в случае аварии распределяется поровну между мной и им.

  • Екатерина

    Я как-то раз спросила инструктора, кто будет нести ответственность при ДТП. Он мне ответил — что я. Считаю это не правильным, ведь не зря же он сидит рядом и контролирует процесс. Слава Богу, обучение прошло без аварий и права у меня уже в кармане.

Добавить комментарий

Я не робот (обязательно поставьте эту галочку).